Сейчас базовый тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет 22%, при этом уже сегодня не все отчисления в ПФ РФ подлежат персонификации, то есть формированию каких-либо обязательств в отношении конкретного лица, в пользу которого работодатель уплачивал взносы, – часть идет в «общий котел». В отношении лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пенсии направляется 16%, из них 6% не персонифицируется, на накопительную – 6% (персонифицирован весь тариф). 10% сверх предела страхуемого заработка направляются в «общий котел», без персонификации.
Нельзя сказать, что «общий котел» – это плохо. Его наполнение продиктовано объективной необходимостью обеспечения источников выплат для уже вышедших на пенсию граждан или граждан, планирующих сделать это в ближайшее время.
Другой вопрос – насколько это справедливо по отношению к людям, за которых сейчас платят страховые взносы. Ведь в части не персонифицированных денег им государство не дает даже никаких обещаний. А в отношении того, что все-таки подлежит персонификации в рамках страховой части пенсии, даются весьма условные обещания.
В связи с изменениями в пенсионном законодательстве величина отчислений работодателя на накопительную часть трудовой пенсии работающих граждан изменится с 2014 года для тех, кто до сих пор ни разу не делал самостоятельный выбор пенсионного управляющего или инвестиционного портфеля государственной управляющей компании, то есть «молчунов». Для этих лиц сумма взносов работодателя на накопительную часть пенсии с 1 января 2014 года уменьшится с 6 до 2% от фонда оплаты труда. Те же граждане, которые хотя бы раз делали сознательный выбор управляющего, автоматически сохранят за собой перечисления в размере 6%. «Молчуны» в течение 2013 года еще имеют возможность сохранить 6% страховых взносов. Для этого нужно сделать выбор пенсионного управляющего – негосударственного пенсионного фонда либо управляющей компании – или инвестиционного портфеля ВЭБ.
У граждан, которые своим бездействием позволят сократить отчисления на накопительную часть до 2%, поступления на индивидуальные лицевые счета уменьшатся втрое, а значит, и резко сократится прирост накопительной части пенсии. Однако накопительная часть пенсии с точки зрения будущего пенсионера имеет ряд преимуществ, которыми не стоит пренебрегать. В частности, этими средствами – в отличие от средств страховой части пенсии – можно распоряжаться, передавая их в управление специализированным финансовым институтам, таким как НПФ, с целью получения инвестиционного дохода. Кроме того, эти средства могут наследоваться.
А вот в отношении средств, отчисляемых работодателем на формирование страховой части пенсии, трудно заранее посчитать объем выплат, который будет получать гражданин при выходе на пенсию.
На мой взгляд, это выбор между реальными, живыми, наследуемыми деньгами и призрачными обязательствами государства, которые сложно выразить в реальной сумме денежных средств. Реальные деньги по задумке разработчиков новой пенсионной формулы будут переведены в баллы, и сколько в момент выхода на пенсию будет стоить балл, человек не знает
– точнее, догадывается, что балл будет дешеветь, потому что плательщиков в систему становится все меньше, а получателей – все больше. Следует обратить внимание и на тот факт, что страховая часть пенсии не может наследоваться.
Учитывая все эти нюансы, будущим пенсионерам стоит быть предельно внимательными при выборе формирования источников для будущих выплат пенсии, в том числе при выборе тарифа отчислений на ее накопительную часть. Моё личное мнение – выбор в пользу сохранения отчислений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на уровне 6% вполне обоснован и оправдан.