или

Сокращение накопительной части обяза¬тельного пенсионного страхования у «молчунов» в 2014 году.

Автор: К Александр 29.07.2013 16:03

    Сейчас базовый тариф страхового взноса на обяза­тельное пенсионное страхование составляет 22%, при этом уже сегодня не все отчисления в ПФ РФ подлежат персонификации, то есть формированию каких-либо обязательств в отношении конкретного лица, в пользу которого работодатель уплачивал взносы, – часть идет в «общий котел». В отношении лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пенсии направляется 16%, из них 6% не персонифицируется, на накопитель­ную – 6% (персонифицирован весь тариф). 10% сверх предела страхуемого заработка направляются в «об­щий котел», без персонификации.

Нельзя сказать, что «общий котел» – это плохо. Его наполнение продиктовано объективной необходимо­стью обеспечения источников выплат для уже вышед­ших на пенсию граждан или граждан, планирующих сделать это в ближайшее время.

Другой вопрос – насколько это справедливо по от­ношению к людям, за которых сейчас платят страхо­вые взносы. Ведь в части не персонифицированных де­нег им государство не дает даже никаких обещаний. А в отношении того, что все-таки подлежит персонифика­ции в рамках страховой части пенсии, даются весьма условные обещания.

В связи с изменениями в пенсионном законодатель­стве величина отчислений работодателя на накопи­тельную часть трудовой пенсии работающих граждан изменится с 2014 года для тех, кто до сих пор ни разу не делал самостоятельный выбор пенсионного управля­ющего или инвестиционного портфеля государствен­ной управляющей компании, то есть «молчунов». Для этих лиц сумма взносов работодателя на накопитель­ную часть пенсии с 1 января 2014 года уменьшится с 6 до 2% от фонда оплаты труда. Те же граждане, кото­рые хотя бы раз делали сознательный выбор управля­ющего, автоматически сохранят за собой перечисле­ния в размере 6%. «Молчуны» в течение 2013 года еще имеют возможность сохранить 6% страховых взносов. Для этого нужно сделать выбор пенсионного управ­ляющего – негосударственного пенсионного фонда либо управляющей компании – или инвестиционного портфеля ВЭБ.

У граждан, которые своим бездействием позволят сократить отчисления на накопительную часть до 2%, поступления на индивидуальные лицевые счета умень­шатся втрое, а значит, и резко сократится прирост накопительной части пенсии. Однако накопительная часть пенсии с точки зрения будущего пенсионера имеет ряд преимуществ, которыми не стоит прене­брегать. В частности, этими средствами – в отличие от средств страховой части пенсии – можно распоря­жаться, передавая их в управление специализирован­ным финансовым институтам, таким как НПФ, с целью получения инвестиционного дохода. Кроме того, эти средства могут наследоваться.

А вот в отношении средств, отчисляемых работо­дателем на формирование страховой части пенсии, трудно заранее посчитать объем выплат, который бу­дет получать гражданин при выходе на пенсию.

На мой взгляд, это выбор между реальными, живы­ми, наследуемыми деньгами и призрачными обяза­тельствами государства, которые сложно выразить в реальной сумме денежных средств. Реальные деньги по задумке разработчиков новой пенсионной форму­лы будут переведены в баллы, и сколько в момент вы­хода на пенсию будет стоить балл, человек не знает

–  точнее, догадывается, что балл будет дешеветь, пото­му что плательщиков в систему становится все меньше, а получателей – все больше. Следует обратить внима­ние и на тот факт, что страховая часть пенсии не может наследоваться.

Учитывая все эти нюансы, будущим пенсионерам стоит быть предельно внимательными при выборе фор­мирования источников для будущих выплат пенсии, в том числе при выборе тарифа отчислений на ее нако­пительную часть. Моё личное мнение – выбор в пользу сохранения отчислений страховых взносов на нако­пительную часть трудовой пенсии на уровне 6% впол­не обоснован и оправдан.