Кемер – город, любимый мной с раннего детства. Было время, когда мы с родителями ездили в Гейнюк, район Кемера, буквально каждый год. Родители облюбовали там один тихий отель, остановив на нем свой выбор. Тогда он назывался Art Courintia, затем сменил свое название на Art Otium, а теперь называется Larissa Art Beach Kemer. Каждый учебный год для меня заканчивался в первую очередь поездкой туда дней на 10−14.
Впервые в седле, Кемер, 2002 год
Именно здесь я в первый раз попробовала мороженое, впервые искупалась в море и прокатилась на лошади. Поэтому я очень хотела показать дорогие места своему молодому человеку, не раз выслушивающего истории приключений в Турции, которые происходили со мной в 5, 15 и 20 лет.
С мамой в Кемере, 2000 год
Поэтому мы забронировали тур на Workle, чтобы поехать в любимое место на мой день рождения, в мае. Однако случился коронавирус и туроператор перенес нашу поездку сначала на июль, а затем на сентябрь. Мы выдержали это ожидание, зная, что когда-то оно закончится. В сентябре никто ничего не отменил, мы радостно договорились на работе об отпусках и стали готовиться к поездке.
Мчу вдоль побережья на банане! 2004 год
Сюрпризы начались возле автобуса туроператора TUI у аэропорта Анталии. «Ширшова?» – спросила гид по имени Яна, пройдясь ручкой по списку, – «У вас переселение в другой отель. Ваш отель закрыт в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Ну ничего, он больше и лучше, чем тот, в который вы планировали заселяться».
Наше недоумение сложно описать словами: где это видано, чтобы покупая рыбу, вы получали колбасу, а продавец при этом в глаза уверял вас, что этот товар лучше, нежели тот, который вы планировали приобрести? Мы попросили отвезти нас в наш отель, гид сказала, что они попробуют заехать в тот отель, который мы бронировали. «Но если вам там не понравится, вы поедете в тот, куда вас распределили».
Комментарий руководителя направления «Туризм» компании Workle Глеба Ходулева: «Экстренное переселение туриста иногда случается и от него не застрахован никто. Это происходит либо в ситуации, когда отель продал больше номеров, чем может разместить, либо в случае экстренного закрытия отеля (из-за коронавируса или других событий)».
После этого нас почему-то сразу повезли в отель Fun and Sun Club Saphire. Мы не стали выходить, когда объявили, что автобус подъехал к этому отелю, поскольку ждали, когда нас отвезут в наш. В салоне мы остались последние. Дальше, к нашему изумлению, в автобус зашла работница отеля и измерила нашу температуру сенсорным термометром. В эту секунду я боковым зрением увидела, что из машины уже выгружают наш багаж.
После этого мы поняли – ни в какой «наш отель» автобус нас не повезет. Представитель TUI Эльшад, который встретил нас в лобби, объяснил: «Ваш отель закрыт, мы просто не можем вас туда отвезти. Поверьте, этот отель гораздо лучше – в нем пять звезд, а не четыре, и сейчас и вашим, и нашим отелем владеет один и тот же человек. Если вы не планируете улетать обратно в Россию, мы сейчас приготовим вам номер и позаботимся, чтобы вы насладились отдыхом здесь». Откровенно говоря, выглядело это так, что нас просто экономически выгоднее было перевезти в другой отель: естественно, ведь гораздо проще обеспечивать функционирование на одной точке, нежели на двух.
Комментарий руководителя направления «Туризм» компании Workle Глеба Ходулева: «В случае внезапного принятия решения оператора о переселении, турист может требовать от туроператора предоставления отеля той же категории (исчисляется в звездах), тот же уровень номера и питания, которые оплачивал турист».
Мы хотели получить ответы на вопросы: «Почему нас не предупредили заранее, ведь мы бронировали путевку много месяцев назад? Зачем отвезли в отель хитростью?». Но никакого ответа не получили. Нам предлагалось просто смириться с действительностью.
Нас привезли в район Текирова (переводится как «Долина голубых кошек»)
Территория отеля оказалась достаточно большая, но не такая уютная, как в том, который мы бронировали. Тем не менее, хотелось скорее изучить окрестности и понять, что и где находится. Поднявшись в номер, мы обнаружили, что он не убран. На балконе лежала перевернутая пепельница с разметавшимся по столу сором, в ванной на полу валялись грязные полотенца, телефон в номере не работал. Также неприятно удивило плачевное состояние мебели: все в сколах и царапинах.
Спустившись в лобби, я объяснила ситуацию, на следующий день грязь смогли устранить, но полотенца заменили на такие же – с ржавыми пятнами. Видимо, они просто не отстирываются, а поменять все полотенца для владельца пятизвездочного отеля слишком дорого.
Тем не менее вне номера нас ждало много позитивных впечатлений. Пляж оказался достаточно близко от отеля (как и в том, который мы бронировали), лежаки бесплатны. Много тентов, защищающих от местных солнечных лучей, которые опасны для кожи с часу дня до пяти вечера. На территории имелось большое количество баров и два ресторана «а-ля карт»: турецкий и рыбный.
Один из них можно посетить бесплатно, другой уже за деньги. Центральный бассейн тоже был достаточно большой. Возле бассейна, кстати, висит табличка о максимальном числе человек, которые могут там отдыхать (меры против коронавируса).
Море-море, мир бездонный!
В главном ресторане обслуживание тоже осуществляется в безопасном режиме: сотрудники работают в масках и перчатках, сами накладывают вам еду в том объеме, который вы попросите и даже больше. Турки по натуре очень щедрые, это у них в крови. Поэтому можно не волноваться: голодными вы не останетесь.
А еще возле каждого ресторана и на каждом углу, даже у кнопки лифта, развешаны санитайзеры. Мы очень активно ими пользовались. Я думаю, что эти меры напрямую влияют на то, что на территории нашего отеля даже не было огороженной карантинной зоны, там просто никто не болел, потому что все соблюдают меры безопасности.
Санитайзеров в отеле хватит на всех
На территории отеля действует СПА-салон, куда мы пошли в первый же день: на традиционную турецкую пенную баню хамам, массаж ароматическими маслами и пиллинг. На процедуру хамам рекомендую сходить сразу после вашего прибытия в Турцию: она отлично готовит кожу к принятию солнечных ванн, кожа становится чистой и гладкой, а загар ложится равномерно.
В сентябре-октябре в Турции стоят великолепные и очень жаркие погоды. В нашем восприятии осенние месяцы ассоциируются с легкой прохладой, однако там дневная температура достигала 35 градусов в тени. Я взяла с собой много разной одежды, но в результате носила только самую легкую. Вода в море теплая, как парное молоко.
Поэтому, отправляясь в Турцию, ни в коем случае не забудьте о трех вещах: шляпе, солнцезащитных средствах и очках от солнца. Ну, и, конечно, о купальнике!
Температура днем достигает 40 градусов!
Еда в Турции и в нашем отеле была вкусная, но надо понимать, что она в принципе достаточно специфическая. Турецкую кухню отличают две вещи: обилие жирных и острых блюд. Кроме того, многие молочные продукты создаются на основе козьего молока.
Если вы боитесь, что ваш желудок не примет все это многообразие, советую прихватить с собой пробиотики, иначе придется покупать их в турецкой аптеке, как сделала это я.
Ужин в рыбном ресторане а-ля карт
Вы спросите: как же я купила турецкие аналоги пробиотика в Турции? Я воспользовалась страховкой! Страховка на 40 000 евро от компании «Ингосстрах» входит в пакетный тур от Workle. На второй день пребывания у меня заболел живот и никак не хотел проходить. Как я и предполагала, это оказалась связано с неприятием кухни (впервые за 10 моих поездок!).
Мы не стали расстраиваться на эту тему: заплатили франшизу 30 евро, поскольку это обязательное условие оказания медицинских услуг в Турции, сели на оплаченный трансфер и поехали в клинику.
Кстати, важно учитывать, что обратный путь из клиники не оплачивается страховкой. Обратно мы добирались на автобусе стоимостью в 6 лир с человека. Деньги мы снимали с карты «Хоум Кредит Банка» в банкомате HalkBank – удобно, быстро и без комиссии. В нашем самостоятельном возвращении были свои преимущества: поскольку нас не ждал водитель, мы вдоволь погуляли по городу, купили сувениры, посмотрели на жизнь местных жителей, увидели одну из старейших мечетей в стране и услышали призыв на молитву.
Одна из старейших мечетей Турции расположена в Кемере
Комментарий руководителя направления «Туризм» компании Workle Глеба Ходулева: «Товары и услуги оплачивать в Турции может быть выгодно совершенно по-разному: например, в магазинах выгоднее расплачиваться лирами (кстати, у „Хоум Кредит Банка“ выгодный обменный курс), а на рынках или у уличных торговцев можно выторговать хорошую цену при оплате долларами. Но турки стараются перейти на евро, так что лучше ориентироваться именно на эту валюту».
Очень важной частью путешествия была сдача теста на коронавирус. Это происходило по той простой причине, что без него перелет сейчас в принципе невозможен. По закону РФ гражданин должен сдать тест на коронавирус и загрузить данные на сайт Госуслуги (gosuslugi.ru) в течение 3 дней после возвращения. Обязательно рассчитывайте свое время и не забудьте о тесте.
А вот мой молодой человек, который является гражданином Беларуси, сдавал свой тест на коронавирус… прямо в Турции. Более того, без результата теста его просто не посадили бы на самолет. Поэтому, если вы или ваши клиенты являетесь гражданами Беларуси, то придется выделить немного времени своего отпуска, чтобы сделать тест. Тест на коронавирус не входит в страховку, поэтому деньги на него тоже необходимо заранее выделить.
Кстати, если вы гражданин РФ и собираетесь лететь в Турцию сейчас, то имейте в виду, что по возвращению в Россию вам нужно будет не только сделать тест на коронавирус, но и соблюдать режим самоизоляции до того момента, как вам не придет отрицательный результат. В противном случае можно нарваться на денежный штраф.
И это еще не все, друзья! Продолжение рассказа о моем турецком путешествии (об экскурсиях, интересных местах и многом другом) читайте во второй части материала, который скоро будет опубликован. Не пропустите! :)