или

Гендиректор «Асент Тревел»: туристический рынок России ждет череда банкротств

Автор: Т Ирина 30.06.2012 13:14

 
Формально пресс-конференция в офисе компании «Асент Тревел», одной из ведущих компаний в области горнолыжного туризма, была посвящена получению «Асентом» расширенной фингарантии, которую требует от операторов новая редакция Закона о туризме.

 

 

 

Если оборот компании превышает 250 миллионов рублей, финансовые гарантии должны составлять 12 процентов от оборота.

 

 

Финансовую гарантию в размере 161 миллион рублей «Асенту» предоставила страховая компания «Уралсиб» – с 1 июля и на год. По словам генерального директора «Асент Тревел» Евгения Судьбина, его компания фактически стала первой среди крупных туроператоров, оформившей расширенную фингарантию в соответствии с новыми требованиями закона.

 

В процессе беседы выяснилось, что страховые компании вовсе не горят желанием сотрудничать с туроператорами, считая риски такой деятельности весьма высокими. Даже давний партнер «Асента», компания «ВСК», не выказала желания предоставлять увеличенную финансовую гарантию. Не смотря на безупречную финансовую репутацию и отсутствие долгов у «Асент Тревел», только две страховые компании согласились предоставить расширенные финансовые гарантии, выбор пал на «Уралсиб» из-за лучших условий.

 

Настороженное отношение страховщиков к крупным туроператорам объясняется тем, что большинство туристических компаний обременено огромными кредитами и вынуждены обеспечивать их из оборотных средств. Если в какой-то момент оборотных средств не хватает, а новый кредит получить не удается, происходит то, что случилось с «Ланта-тур» – банкротство.

 

И подавляющее число туроператоров находятся в ситуации, когда «санировать» своё финансовое положение невозможно, ибо кредиты слишком велики, и приходится продолжать, максимально увеличивая оборот. Как следствие – по оценке российского туррынка компанией PriceWaterHouse, проведенной по заказу австрийского холдинга Migros, две трети туров продаются ниже себестоимости – нужно любой ценой получать оборотные средства для обслуживания кредитов.

 

По мнению эксперта, вполне вероятно, что не все туроператоры успеют вовремя – до 4 июля, увеличить свои фингарантии. «Что будет с туроператорами, которое к этому сроку не предоставят фингарантий? Такие компании смогут отправлять туристов и продавать туры. Но до сентября. Далее их деятельность окажется вне закона. В общем можно с уверенностью утверждать, что если какой-либо туроператор не успеет в срок увеличить свои фингарантии – это станет первым шагом к его банкротству. Кстати, туристы уже обращают внимание на страховку: по нашему опыту примерно каждый третий из бронирующих туры на Новый год спрашивает о фингарантиях», – рассказал Евгений Судьбин.

 

И такая ситуация примерно у 60% российских туроператоров – соответственно, именно такое количество потенциальных банкротов присутствует на рынке. Как считает Евгений Судьбин, ближайшие полтора-два года станут определяющими для российского туррынка. Во всяком случае сюрпризы наверняка будут. А разговоры о том, что в туризм придет крупный бизнес и тогда всё исправится, считает беспочвенными – норма прибыли в туризме столь мала, что крупный бизнес туризм не будет интересовать еще долго.

 

Турпром