Как не допустить ошибок в оформлении бумаг и какие нюансы стоит учесть? Турагенты спрашивают – эксперты Profi.Travel отвечают.
Во всех тонкостях оформления документов для страховой компании турагентам помогают разбираться:
Светлана Мержвинская,
советник Исполнительной дирекции по работе с турагентствами СЗРО РСТ, юрист в туризме;
Александр Байбородин,
руководитель юридической компании «ЮКАБ».
1. Кто является заявителем при подаче заявления в страховую?
Светлана Мержвинская:
Согласно договору страхования гражданской ответственности туроператора, выгодоприобретателем – лицом, получающим страховую выплату, – является турист, а не турфирма. Соответственно, заявление необходимо составлять от имени заказчика турпродукта (а не всех туристов или не от каждого в отдельности), упомянутого в договоре реализации туристского продукта.
Турфирма может оказывать содействие в подготовке и оформлении документов в страховую компанию и выступить в качестве заявителя, вместо туриста, при оформлении нотариальной доверенности, в которой турист передаёт полномочия по работе со страховой компанией на конкретного менеджера или директора агентства. Простая письменная форма доверенности не подойдёт, поскольку страховая сейчас может начать придираться к любым несоблюдённым формальностям.
Если агент не берёт на себя полномочия для работы со страховой, то ему следует предоставить туристу все документы для страховой компании и вернуть сумму своего агентского вознаграждения. В этом случае при подаче заявления в страховую компанию турист будет указывать в сумме требуемой страховой выплаты сумму по договору с ТА за вычетом комиссии ТА.
2. Какие документы надо направить в страховую компанию, если тур так и не состоялся?
Светлана Мержвинская:
1. Заявление
2. Копию общегражданского паспорта – первый разворот и прописка
3. Для туристов, которые заключали прямой договор с «Невой» – договор с «Невой». Для туристов, которые приобретали тур через ТА, – договор с ТА.
4. Финансовый документ, которые подтверждает, что заказчик оплатил турпродукт в полном объёме. Им может быть терминальный чек, платёжный перевод, кассовый чек или даже «приходник».
(Здесь есть важные финансовые тонкости. Если оплата была произведена по безналичному расчёту, то проблем с предоставлением финансового документа не возникнет. Если же это была оплата наличными или перевод посредством Tourpay, или любой другой способ – агентству лучше заранее посоветоваться с юристом, могут понадобиться дополнительные документы в качестве подтверждения.)
5. Справку от «Невы», что данный тур не может быть реализован для данного туриста. Документ нужен в доказательство того, что турист не по своей воле отказывается от поездки.
6. Справку на официальном бланке агентства о размере полученного агентского вознаграждения.
7. Реквизиты для перечисления страховой выплаты, если сумма превышает 50 тыс. рублей.
3. В страховую нужно передать оригиналы всех документов или копии? Есть ли необходимость нотариально заверять копии и кто оплачивает эти расходы?
Александр Байбородин:
Строго по закону – требуются оригиналы. Но на сайте самой страховой указано, что можно подавать копии. Поэтому я бы рекомендовал подавать копии тех документов, которые невозможно или трудно восстановить. И оригиналы легко восстановимых документов (платёжек, например).
Светлана Мержвинская:
Пока не открылся филиал страховой компании в Санкт-Петербурге, документы следует отправлять в адрес страховщика по почте. По правилам страховой компании, документы (копии паспорта, договора и финансового документа) должны быть нотариально заверены. Расходы по заверению берёт на себя заявитель. Когда откроется филиал компании в Петербурге, страховая компания примет в работу копии документов, сверяя их с оригиналами, предъявленными заявителем при подаче документов.
4. Каким образом лучше отправлять письмо?
Светлана Мержвинская:
Лучше отправить заказным письмом с описью вложения и с уведомлением.
5. Когда лучше подавать заявление в страховую? Обязательно ли после планируемого вылета туриста?
Александр Байбородин:
Я бы рекомендовал подавать сейчас. «Нева» письменно признаёт невозможность исполнения обязательств.
Светлана Мержвинская:
Турагент должен понимать, что страховой случай наступает не с 16 июля, когда «Нева» заявила о несостоятельности, а с даты начала поездки. Поэтому, даже если сейчас отправлять документы в страховую, то их рассмотрение начнётся с планируемой даты начала поездки. И отведённый срок для принятия решения – 30 дней – будет считаться с этого момента.
6. Есть ли какая-то норма в законе о порядке выплат страховой компанией? Будут ли начисляться деньги по очерёдности подачи заявлений?
Александр Байбородин:
Согласно положениям закона – должны «делить на всех». Однако только до тех пор, пока сумма обеспечения не кончится. Первые выплаты – опять же согласно закону – могут начаться через 30 дней после обращения первых пострадавших. Как только деньги в размере суммы обеспечения закончатся, обязанность по выплатам у страховой прекратится.
Светлана Мержвинская:
Видится скорее такой вариант развития событий: страховая компания сначала соберёт все заявления от пострадавших туристов, посчитает общую сумму требований, сопоставит с размерами финансовых гарантий «Невы» и, в случае превышения суммы фингарантий, начнёт выплаты в порядке пропорциональности.
7. Туристы, которые оплачивали банковскими картами, могут ли возместить средства через платёжные системы?
Александр Байбородин:
С учётом сложной ситуации как с «Невой», так и с «Восхождением» я бы опробовал этот способ. Платёжные системы обычно не «возмещают», а «забирают» деньги со счёта поставщика. Если поставщик – «Нева» и у него есть деньги, возможно, сработает.
8. У нас в тур была включена страховка от невыезда. Если турист предоставит справку, что не смог выехать по состоянию здоровья, то может ли он рассчитывать на возмещение?
Александр Байбородин:
Стоит посмотреть условия страхования конкретного страховщика. Если в исключениях из страхового случая не указано прекращение деятельности туроператора, то вполне можно попробовать.
Светлана Мержвинская:
Как вариант возможен, но скорее не в добровольном порядке, а в судебном. В целом, я думаю, успех этого способа возможен только для туристов, у которых даты вылета выпадали на 16, 17 июля. И только при наличии хорошего юриста.
9. Какую сумму следует указать в требовании о страховом возмещении? Полную или без учёта комиссии?
Светлана Мержвинская:
Если документы в страховую подаются при посредничестве агентства, то в заявлении лучше указать полную сумму, внесённую за тур. В дополнение агентство на своём официальном бланке оформляет справку, в которой указывает размер своего агентского вознаграждения.
10. Какие документы надо направить в страховую компанию, если в момент объявления о несостоятельности турист находился уже на отдыхе и понёс дополнительные расходы в виде повторной оплаты отеля или авиабилета?
Светлана Мержвинская:
Если туристы уже находились за границей и понесли дополнительные расходы из-за невозможности «Невы» исполнять свои обязательства, то агенту следует посоветовать им собрать все финансовые документы, подтверждающие платежи. Если была произведена дополнительная оплата за отель, то у отеля необходимо взять на бланке отеля счёт, если был самостоятельно приобретён авиабилет – то чек от авиакомпании. Общее правило: документы следует перевести на русский язык в бюро переводов; сумму, указанную в валюте, перевести в рублевый эквивалент на день произведённого платежа по курсу Центробанка. По возвращении в Россию после подачи документов в страховую компанию туристу сразу же необходимо обратиться в судебные инстанции, так как существует высокая вероятность возмещения убытков. Для ускорения процесса рекомендовала бы обратиться к профессионалам (юристам).
11. В какую страховую компанию обращаться, если до 3 июля у «Невы» был договор с «СОГАЗ», а после – с СК «Восхождение»?
Екатерина Двойникова, начальник управления по связям с общественностью ОАО «СОГАЗ»:
Полис СОГАЗа закончился 3 июля. Обязательства СОГАЗа по полису страхования ответственности турфирмы «Нева» распространяются только на случаи не оказанных туристических услуг, имеющих место до 3 июля. Если услуга не была оказана после 3 июля, то потерпевшему надо обращаться в СК «Восхождение».
Profi.Travel надеется, что полученные ответы помогут турагентам правильно оформить пакет документов для страховой компании.
Источник: Профи-Трэвел