или

Как давать чаевые в путешествии

Автор: Васильева Марина 22.06.2012 13:22

 
Чаевые. Так уж сложилось, что это слово у нас долгое время оставалось в разряде неприличных. Поэтому теперь люди, которые выезжают за границу впервые и сталкиваются с необходимостью давать «На чай», могут почувствовать себя, мягко говоря, неловко. Потому что не знают, как принято поступать в такой ситуации.

 

Системы чаевых в любой стране мира во многом похожи друг на друга. Изначально чаевые зародились в ресторанном деле. Некая сумма выкладывалась на стол еще до того, как приносили заказ, – с расчетом на то, что официант, увидев деньги, проявит больше «служебного рвения». Если клиента все устраивало, то он выходил из-за стола, оставив деньги на прежнем месте. Если же он считал, что обслужили его не на должном уровне, то ни о какой благодарности речь не шла – деньги перемещались обратно в карман.

 

 

Похожая стимулирующая функция чаевых сохраняется и в современном обиходе. Но все же сегодня функция вознаграждения чаевыми за уже оказанные услуги вышла на первое место. Кстати, чаевые – не такая уж неизбежная необходимость, как может показаться. Совсем не обязательно давать «на чай» в тех случаях, когда за оказанной вам услугой не стоит ничего, кроме исполнения своих профессиональных обязанностей. Например, гардеробщик может просто принять у вас пальто или подать его. И совсем другая ситуация, когда он помог вам надеть это самое пальто. Или когда таксист не просто «подкинул» вас до указанного места, а еще и помог выгрузить багаж. В таких случаях чаевые более чем уместны. Логично предположить, что в вопросе «быть или не быть чаевым» все должно решать качество оказанной вам услуги. Однако это правило действует не всегда, и качество услуг может не иметь определяющего значения. Если считается, что в том или ином месте оно высокое по определению, то и чаевые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

 

А еще чаевые могут включаться в счет – как определенный процент стоимости услуги (например, в Великобритании, Норвегии, Греции, Швейцарии, Швеции и других странах), хотя это правило не распространяется на все заведения (оно касается, в основном, ресторанов).

 

В вопросе «сколько?» главное – не переусердствовать. Это даже хуже, чем откровенно жадничать, потому что воспринимается едва ли не как дурной тон.

 

Для швейцаров, портье, гардеробщиков, носильщиков, горничных (за каждую убранную комнату) сумма чаевых приблизительно равна Usd 1.


За услуги вроде заказа билета в театр, резервирования столика – Usd 1−5.


Размер чаевых для барменов и официантов определяется, исходя из стоимости заказа (10−20%).


Иногда на счет чаевых можно отнести полагающуюся вам сдачу.

 

В Америке (точнее, в Нью-Йорке) по поводу чаевых существует такой интересный нюанс: размеры чаевых там регламентируются специальным документом. В принципе, этот «прейскурант» не сильно отличается от «мировых цен», но сам факт достаточно показателен. Более того, в США принято платить чаевые даже в том случае, если обслуживание показалось вам просто отвратительным. Правда, в этой ситуации никто не удивится, если сумма «вознаграждения» окажется просто символической, а в дальнейшем клиент откажется от услуг данного заведения.

 

В Японии же, наоборот, чаевыми можно нанести обиду: жители этой страны в силу своих вековых традиций и менталитета убеждены, что выполнять свою работу наилучшим образом – это прямая обязанность человека, а никакая не заслуга, требующая особого вознаграждения.

 

Автор: Юрченко Марина

Комментарии (1)

Ирина Александровна 23 июня 2012, 13:57

Спасибо. Весьма познавательно.

Пожаловаться