или

Как извлекать пользу из критики

Автор: Ширшова Клементина 07.02.2019 09:34

Вероятно, каждый из нас помнит, как в детстве было обидно получить замечание от преподавателя по поводу ошибки в добросовестно выполненной домашней работе. Не менее неприятно было слышать потом от родителей призывы собраться и перестать дуться на учителя, который однозначно желает вам только самого лучшего.

Но почему у нас вообще возникают неприятные ощущения, когда нас кто-нибудь «поправляет» и как перевести такие эмоции в положительное русло?

 

 

В чем сущность критики

Слово «критика» произошло от французского слова «critique», а также от более древнего, греческого «κριτική τέχνη» и обозначает – «искусство разбирать, суждение».

Соответственно, критиком принято называть специалиста, который подвергает явление анализу и, кроме того, часто выносит оценку. Мы привыкли, что критики действуют в области искусства: существуют критики литературные, театральные и даже кулинарные. В целом это самостоятельный вид деятельности, основные черты которой, впрочем, могут проявляться и в бытовой жизни человека, на то есть определенные причины.
 

Дело в том, что рассуждать и подводить итог – в природе человеческой психики, так мы определяем для себя место определенного явления в картине жизни, а также делаем свой выбор в пользу того или иного решения. Поскольку нам приходится находить оптимальный вариант каждый день, то от критического процесса никуда не деться.
 

Иногда присутствия критики требуют социальные роли: например, между начальником и подчиненным, когда первый желает совершенствования в работе второго, или друзьями, когда мы просим помочь выбрать цвет обоев для новой квартиры и объяснить, почему один узор смотрится хуже, чем другой.

Критика бывает просто необходима, чтобы увидеть некий процесс (например, рабочий) в целом и понять, куда нужно двигаться дальше. Иногда она и вовсе помогает сдвинуть дело с мертвой точки.
 

Почему мы боимся критики
 

Бывает, что критика вызывает психологическое напряжение у человека, чей выбор или действие ей подвергаются. На то есть несколько веских причин.

Во-первых, мы часто переносим чужую оценку нашего решения или выбора на собственную личность. Таким образом, выслушивая мнение критикующего о том, что мы говорим или думаем, мы приходим к выводу, что «критик недоволен именно нами как личностью, а значит, мы сами никуда не годимся». В основе такого необоснованного хода мысли лежит восприятие самого себя как проект или деятельность, но вовсе не как человека.

Думая подобным образом, мы будто исключаем наличие у себя индивидуальности и права на ошибку, перестаем принимать себя безусловно. Не лучше ли позволить себе поступать так, как мы считаем нужным, а мнение критика использовать исключительно на благо, если оно покажется нам полезным?

Во-вторых, воспринимать критику спокойно нам может помешать… собственное эго. Как бы там ни было, каждый из нас обладает собственным взглядом на мир, поэтому в определенные моменты нам может казаться, что мы всегда правы. В таких случаях критика воспринимается, как вражеские действия на поле боя, а все, что мы пытаемся сделать, – обезвредить противника любыми доступными способами.

Но так ли это продуктивно с точки зрения дела, которым вы занимаетесь? Если немного приглушить обиду за услышанное, может оказаться, что частично критик все-таки прав. И даже более того, его советы очень даже применимы!

Виды критики

Критика по сути своей делится на два вида: конструктивную и неконструктивную. Как ни печально, второй ее вид может оказаться бесполезным для вас или даже деструктивным, поэтому определить, что за критика вам адресуется, нужно как можно быстрее.

Первым и главным признаком неконструктивной критики является отсутствие рационального ядра. Если критикующий позволяет себе переходить на личности, используя оскорбительные слова и выражения, это верный признак, что за такой критикой не кроется ничего, кроме желания критикующего самоутвердиться.

Если же вам повезло и критик конструктивен, опасаться нечего – примите совет с улыбкой и двигайтесь дальше, такое замечание пойдет вам только на пользу.
 

Как пережить жесткую критику

У всех нас есть знакомые, которые «хорошо переносят критику». В чем их секрет? Есть всего несколько приемов, отлично поднимающих дух в моменты, когда приходится особенно тяжело:
 

· Поставьте эмоциональный «щит». Критика редко встречается в чистом виде, добавкой к ней нередко служат негативные эмоции высказывающегося: раздражение или даже гнев. Если принимать на себя чужую отрицательную энергетику для вас тяжело, попробуйте защитить себя – представьте, что между вами и говорящим находится тонкая, прозрачная стена, защищающая от негатива.
 

· Найдите в критике рациональное ядро. Пока на вас обрушиваются волны критики и вы стоите, полностью раскрыв эмоциональный «щит», не теряйте бдительности. Важнее всего для вас в данном случае – найти в услышанном рациональное ядро. Ведь если вы имеете дело с конструктивной критикой, то буря и неприятные эмоции вскоре останутся позади, а полезная информация, содержащаяся в критическом совете, теперь будет в вашем распоряжении всегда.
 

· Помните, что говорите с человеком, а не с источником абсолютной истины. Не стоит идеализировать людей. Никогда не теряйте чувство реальности – даже когда говорящий является для вас абсолютным и непререкаемым авторитетом, полезно сознавать, что при этом он остается живым человеком из плоти и крови.
 

· Не позволяйте критике стать вашей «итоговой оценкой». По-настоящему жесткая критика способна пошатнуть вашу веру в себя и даже навсегда отвратить от занятий любимым делом. Не допускайте этого! Критика – лишь временное явление и представляет собой оценку вашей настоящей деятельности, но ни в коем случае не будущей. Не позволяйте никому судить о вас поверхностно. Только вы решаете, на что способны.
 

Главное, чтобы критика всегда была хорошим подспорьем в бизнесе, которым вы занимаетесь! Во всяком случае, Workle желает вам именно этого :)

Комментарии (5)

Evgeniy Dvoretskov 07 февраля 2019, 11:42

Очень познавательная статья, Клементина!
А как реагировать на некомпетентность, не профессионализм и «панибратские отношения» в коллективе?
Ждём материал! ))

Пожаловаться
Клементина Ширшова 07 февраля 2019, 11:46

Евгений, добрый день! Действительно, тема дельная.
Удачи вам и приятного завершения рабочей недели :)

Пожаловаться
Evgeniy Dvoretskov 07 февраля 2019, 11:52

Спасибо, коллега :)
Вам желаю творческих успехов и побольше солнца в офисе ))
https://prnt.sc/mhs9lp

Пожаловаться
vaaleriy vlasov 07 февраля 2019, 09:45

ok

Пожаловаться
Клементина Ширшова 07 февраля 2019, 09:47

Валерий, доброе утро! :) Спасибо за ваш отзыв и отличного дня!

Пожаловаться