Обсудим, как понять, что перед вами именно та редкая ситуация, и как себя в таком случае вести.
Во-первых, постарайтесь разобраться, что это за человек, с которым у вас переговоры.
Существует два типа людей, с которыми нужно вести переговоры, даже если это кажется сложной задачей.
1. Эмоциональные люди. Эмоции не должны мешать достижению консенсуса. Вполне естественно чувствовать сильные эмоции в конфликтной ситуации. После того как конфликты выявлены и проблемы решены, обе стороны могут вздохнуть с облегчением, а эмоции, как правило, уходят.
Имейте в виду, что некоторые люди (и культуры) выражают больше чувств, чем другие. Кроме того, некоторые собеседники могут использовать эмоции, чтобы влиять на другую сторону. Опознавайте эмоции, но не позволяйте им мешать вам.
2. Нелогичные собеседники. Нам часто кажется, что люди нелогичны, если они не следуют нашему представлению о логике и не соглашаются с нами. Но чаще с нами не согласны те, кто просто видят (или видят иначе) другие проблемы или даже другие наборы фактов, чем те, на которые обращаем внимание мы. Даже если вам кажется, что другая сторона нелогична, всё равно можно установить связь и заключить сделку.
Но вот два других типа собеседников, с которыми вы никогда не должны вести переговоры.
Как правило, трудности возникают в начале переговоров. Когда становится понятно, на чём вы договоритесь, люди идут на компромисс. Остерегайтесь тех, кто сначала ищет компромисс, потом нарывается на конфликт, затем, когда вы уже готовы уйти, снова выказывает готовность к компромиссу, а потом снова провоцирует.
Такое поведение говорит о том, что другая сторона никогда не будет удовлетворена, а переговоры закончатся ничем. Такие люди не заинтересованы в урегулировании ситуации с помощью переговоров, они жаждут контроля – над самим процессом и над вами. Время и энергия, которые вы потратите на них, не окупятся потенциальными выгодами, которых можно было бы ждать от переговоров.
Переговоры – это способ разрешения конфликтов интересов, а не суд, на котором решается, кто прав и кто виноват.
Большинство людей, как только они это понимают, готовы идти на уступки, чтобы удовлетворить свои основные интересы. Остерегайтесь тех, кто описывает людей либо как идеальных и непорочных, либо как ужасных и ответственных за все беды. Такое поведение свидетельствует о том, что ваш собеседник не обладает мышлением переговорщика. Поскольку этот человек хочет, чтобы злые люди были привлечены к ответственности и наказаны, а вы находитесь в конфликте с ним, вы можете попасть в эту категорию. Если вы прервёте переговоры, то лишите собеседника возможности наказать вас, но даже если вы останетесь, можно ожидать, что процесс будет для вас крайне неприятным. Не рассчитывайте ни на какие реальные уступки, поскольку люди такого типа не считают, что вы их заслуживаете.
Даже лучшие переговорщики не могут достигнуть полного успеха с такими людьми, поскольку их реальные интересы не могут быть удовлетворены в ходе беседы. И самые лучшие советы по переговорам, и большой опыт не помогут вам в этих ситуациях. Но вот вам четыре правила, как поступать в подобных случаях.
Будьте реалистом. Этот человек не собирается меняться. Не существует стратегии, которую вы могли бы применить, чтобы заставить его измениться. Ваша задача состоит в том, чтобы добиться наибольшего (или потерять наименьшее) из возможного.
Допустим, вы ведёте диалог с владельцем квартиры, которую снимаете. Стоит вести переговоры, даже если владелец нелогичен или слишком эмоционален. Основной его интерес состоит в том, чтобы сохранить квартиру в порядке. Он может довериться вам, поскольку это в его собственных интересах.
С другой стороны, не стоит вести переговоры с собственником, который то провоцирует, то уступает, который обвиняет соседей и риелтора. В глубине души основная его задача вовсе не сдать вам квартиру, а контролировать всех вокруг.
Снизьте взаимозависимость. Принимайте меры, благодаря которым вы можете уменьшить свою взаимозависимость с этим человеком. Вы же не хотите зависеть от него ни в чём и никогда, быть ему обязанным. Это означает, например, что единовременная выплата за услуги лучше, чем план многократных платежей. Независимая работа над отдельными частями проекта лучше, чем работать над ним вместе с ненадёжным субъектом. Если вы должны работать с этим человеком, помните, что даже очень невоспитанные дети могут спокойно играть бок о бок, если каждому выдать отдельный набор игрушек.
Делайте всё публично. Привлекайте такого человека к ответственности, обращайтесь к третьей стороне, если это возможно. Объясняйте всё открыто, докладывайте всю информацию и излагайте подробно в письменном виде. Старайтесь избегать обсуждений с глазу на глаз. Попробуйте передать ответственность на уровень выше: пусть начальник принимает меры, если другая сторона не выполняет взятых на себя обязанностей. Если вы можете использовать «третью силу» как посредника, арбитра или судью, то сделайте это.
Помните: в 99 случаях из 100 ваш коллега или собеседник преследует свои интересы, которые вы поймёте, если останетесь терпеливы и будете использовать верную стратегию. Секрет переговоров состоит в том, чтобы выяснить, чего хочет другая сторона и насколько это для неё важно. Только в тех редких случаях, когда переговоры используются для того, чтобы контролировать или наказать вас, уже не стоит и задумываться об интересах собеседника. Тут уж приходится вспомнить о том, что реально важно для вас: освободиться от такого человека и заниматься своим делом.
Источник: Harvard Business Review Россия
Комментарии (6)
увидел картинку – подумал – явно не стоит таким людям в подворотне что-то предлагать)хотя… кредитный рейтинг может быть…)))
ПожаловатьсяОдин очень умный человек сказал: спросите у пчелы и она вам расскажет где самые лучшие цветы в округе. Если спросить у мухи – она укажет только на помойки.
ПожаловатьсяЕще есть люди, которые видят только дурное, как будто им осколок из кривого зеркала в глаз попал)
ПожаловатьсяЯ тоже во всём только дурное вижу :(
Пожаловатьсяпроверьте глаз))
ПожаловатьсяКровоточит.
Пожаловаться