Журналистка BBC Клаудия Хаммонд решила разобраться в этом остром вопросе, а в «Теории и практике» перевели её статью.
Человечеству не избежать работы по ночам. Социальная активность становится круглосуточной: на вызов спешат сотрудники скорой, взлетают авиалайнеры, а в магазинах «24 часа» терпеливо ждут посетителей. Тщательное планирование и спокойный настрой позволяют человеку работать, уделяя сну всего восемь часов раз в два дня.
Возможно, кто-то скажет, что он давно привык к такому ритму. Но главный вопрос заключается в другом: способно ли привыкнуть человеческое тело? Можно сформулировать ещё жестче: какой урон наносят организму ночи без сна?
Необходимо вспомнить, что понимают под понятием «самочувствие». Люди привыкают к вахтовой работе, и последующие ночные смены даются легче. Но всегда остаются те, кому ночной труд кажется более тяжёлым.
В процессе исследования этой проблемы в Канаде учёные контролировали время сна, уровень освещённости и количество мелатонина в крови у офицеров полиции, проработавших неделю в ночную смену. Обычно выработка мелатонина в крови начинается, когда человек чувствует усталость и готовится ко сну, но у тех офицеров, кто адаптировался к работе по ночам, пик выработки гормона перешёл на день. Они чувствовали себя счастливее и бодрее по сравнению с коллегами, их реакция была более быстрой. Но в количественном отношении эта группа составила всего 40% от общего числа участников эксперимента.
Более масштабное исследование, проводившееся в Канаде и США, позволило проанализировать состояние свыше трёх тысяч полицейских, работавших посменно. Результаты показали, что 40% из тех, кто так и не смог перестроиться, столкнулись с серьёзными нарушениями сна.
Даже если сейчас работник чувствует себя неплохо, встаёт вопрос о долгосрочной перспективе подобной жизни. Когда речь идёт об оценке физических последствий, следует провести границу между влиянием сменной работы на образ жизни в целом и влиянием каждого ночного бодрствования на организм.
Например, становится сложнее питаться здоровой пищей и регулярно заниматься спортом. Листья салата нелегко найти в течение ночи, к тому же он не бодрит так, как хочется. Перекусы и фастфуд на вынос становятся непреодолимым искушением. Пицца или карри действительно помогают быстро улучшить состояние, но в перспективе такое питание отразится на здоровье негативно. Если человеку сложно отправиться в спортзал в конце рабочего дня, то после рабочей смены, когда единственной мечтой становится спокойствие и отдых, это сделать ещё сложнее.
Исследования показали, что пилоты авиалиний были гораздо счастливее в дни отдыха по сравнению с периодами ночных или утренних смен. Конечно, нет ничего удивительного в том, что люди предпочитают свои выходные тем дням, когда им нужно вставать и идти на работу, независимо от времени. Однако именно в период ночных дежурств у пилотов во время пробуждения и в течение дня вырабатывалось рекордное количество кортизола, гормона стресса. Этот процесс связан с повышенным риском развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Могут быть и другие последствия. Например, всего одна бессонная ночь провоцирует резкий скачок давления.
Результаты научной работы Университета Суррея, опубликованные в этом году, показали, что уже спустя три ночные смены у работников нарушается экспрессия генов – они активизируются в неподходящее время суток. Приблизительно 6% генов функционируют в строго отведённое время, но радикальное изменение режима сна за несколько дней вносит разлад в их работу.
Другое исследование выявило, что после пяти недель бодрствования по ночам и дневного сна в организме начинались серьёзные нарушения регуляции глюкозы и изменения метаболизма, способные в будущем спровоцировать диабет второго типа и ожирение.
Конечно, выборочные и ограниченные по времени проекты не учитывают все адаптивные способности человека, но результаты многолетних эпидемиологических исследований показывают печальную и неоднозначную картину.
Одни изыскания указывали на повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний у людей, работающих по ночам, другие опровергали их результаты. Наиболее полное на данный момент исследование, опубликованное в 2012 году, всё же продемонстрировало большой риск возникновения сердечных приступов у людей, работающих в ночные смены. Даже тщательный контроль над стилем жизни не снимал всю опасность.
Беспокойство вызывают данные о том, что «совы», привыкшие трудиться всю ночь напролёт, рискуют заработать рак молочной железы сильнее, чем «жаворонки», спозаранку выпрыгивающие из своих кроватей, но с трудом дотягивающие до вечера.
Впрочем, когда дело доходило до метаболического синдрома, симптомами которого были ожирение, повышенные показатели сахара, артериального давления и холестерина, виновником оказывался в целом нездоровый образ жизни. У людей, работавших посменно, но при этом избегавших курения, старавшихся придерживаться здорового питания и регулярных тренировок, были наименьшие показатели риска – несмотря на их ночную работу.
Единственное, чего точно не могут показать эпидемиологические исследования, – так это то, на ком именно отразятся негативные последствия. Так же, как и в случае с краткосрочными экспериментами, нельзя точно сказать, как распространяется угроза. Возможно, она точно так же действует и в отношении тех, кто неплохо адаптировался.
Целостный анализ осложняется наличием совершенно разных видов ночной работы. Бодрствование в разные периоды ночи (от нескольких часов без сна и до полностью ночного образа жизни), по-видимому, уникальным образом влияет на организм.
Тем не менее пока учёные не дали ответа на вопрос о том, кто именно находится в зоне риска, ночным пташкам стоит присмотреться к пропаганде здорового образа жизни и использовать возможности для полноценного питания и занятий спортом, чутко прислушиваясь к своему телу.
Источник: Theory & Practice
Комментарии (3)
Как страшно жить… Вот уж не думал, что можно диабет заработать, если регулярно «совить».
ПожаловатьсяКстати, женская внешность очень сильно зависит от сна. Не выспавшаяся и измотанная, работающая по ночам выглядит соответственно. ((
ПожаловатьсяМужская тоже :)
Пожаловаться