Вот только на глазах у вас повязка, и вас только что полминуты водили по комнате и несколько раз крутили в разные стороны. Вы не знаете даже в какой стороне находится мишень. Что вы будете делать? Бросать наугад? Или…
Это ситуация очень похожа на ту, в которой вы начинаете свой бизнес. Вы выходите на рынок с завязанными глазами. Дротик – это ваш продукт. Мишень – это потребность ваших клиентов.
90% предпринимателей начинают метать свои продукты-дротики во все стороны. Они убедили себя, что знают, где мишень. Они придумали себе мишень, и делают всё, чтобы в неё попасть. Вот только запас дротиков невелик. Не попал раз, не попал другой, дротики закончились. Закончилась энергия, деньги, желание, и очередной стартап с нулевой аудиторией отправляется в небытие.
Когда вы выходите на рынок или стремитесь решить какую-то проблему, вам необходимо выяснить реальные потребности клиентов. Ваше видение может сильно отличаться от того, что нужно вашим клиентам на самом деле. И вместо того чтобы идти на рынок и говорить с клиентами, вы строите замок из виртуального песка.
Стоит всё-таки сказать пару слов в ваше оправдание – если вы не умеете задавать правильные вопросы, ваши клиенты будут вам врать! Песок станет вполне реалистичным, но суть не изменится. Чтобы понять это, давайте воспользуемся следующей техникой.
Мама всегда вас поддержит в любых начинаниях, даже если она не поймёт, что и зачем вы ей предлагаете. И именно она, в большинстве случаев, склонна врать даже больше, чем все ваши клиенты. Ведь мама вас любит, гордится и не хочет обидеть. Вот как выглядит разговор типичного стартапера со своей мамой:
Вы: Мама, у меня есть бизнес-идея. У тебя есть 5 минут, чтобы её выслушать?
Она: Конечно, дорогой.
Что она думает: (Я горжусь тобой и не хочу ранить твои чувства)
Вы: Ты ведь любишь свой iPad и вроде часто его используешь?
Она: Да, отличная вещь.
Что она думает: (Я использую его, чтобы проверить email, лежа на диване)
Вы: А ты бы купила приложение-кулинарную книгу?
Она: Я люблю кулинарные книги, звучит неплохо. Будут ли в ней вегетарианские рецепты? Или какие-нибудь рецепты к Рождеству?
Что она думает: (Так, у меня уже есть бумажная кулинарная книга. Мне не нужен компьютер на моей кухне – а вдруг он запачкается. Но если мой ребёнок сделает приложение, то я его обязательно попробую. Приложение? Я никогда не покупала приложения! Это же нужно вводить данные своей кредитной карты? Попробую сменить тему разговора… )
Услышав подобную фразу «я люблю кулинарные книги, звучит неплохо» от своего клиента, вы думаете, что получили подтверждение своей идеи. На самом деле, вы просто задаёте неправильные вопросы.
1. Никогда не спрашивайте их мнения, особенно о вашей идее
Вам не нужно мнение, не нужны их комплименты, не нужны подтверждения вашей гениальности. Это нужно вашему эго. Людям будет проще говорить вам правду, когда они не будут бояться вас задеть. Поэтому временно переместите ваше эго и жаждущую одобрения гениальность в задний карман брюк – сейчас вам нужны конкретные факты. Люди пытаются быть милыми с вами. Поэтому они будут лгать вам в лицо, не предавая этому большого значения.
2. Спрашивайте их о жизни
Как вы живёте? Какие у вас проблемы? Как вы их решаете? В каких случаях они остаются неразрешёнными? Каким могло бы быть идеальное решение вашей проблемы? Люди любят говорить о себе и о своих проблемах, а вы услышите реальные истории и сложности, с которыми сталкивались ваши клиенты в жизни.
3. Спрашивайте их о чём-то конкретном, что случилось в прошлом
- Мама, когда ты последний раз пользовалась iPad-ом?
- Для чего?
- Ты когда-нибудь использовала его на кухне?
- Ты когда-нибудь покупала приложения? Какие? Зачем? Сколько?
- Ты используешь кулинарные книги?
- Есть что-нибудь, что тебе очень не нравится/доставляет неудобство в них?
- Что за кулинарная книга была, которую ты купила в последний раз? Когда? Зачем?
Задавайте такие вопросы, на которые вы боитесь услышать ответы. Глубоко внутри вы опасаетесь, что ваша идея может быть откровенно слабой. Поэтому задаёте не те вопросы, а затем бежите воплощать задуманное, пока вас никто не отговорил.
По возможности, сделайте это общение неофициальным. Проблема в том, что вы воспринимаете встречу с клиентом как важный соцопрос или как возможную сделку, а не как общение. В идеале, вам нужно встретиться с вашим потенциальным клиентом в неформальной обстановке и задать ему три главных вопроса, которые вас интересуют. Запомните: сначала вы задаёте своим клиентам вопросы, потом вы им продаете. То, что им действительно нужно, а не то, что вы придумали за них.
Слушайте большую часть времени и задавайте вопросы. Ваш клиент всё и так вам расскажет. Не пытайтесь давить на клиента в вашем общении и в чем-нибудь его убедить.
Самая большая ошибка – вы выходите на улицу, чтобы спросить мнение о своем продукте, и начинаете пилить человека вместо того чтобы разобраться, что его не устраивает и что ему нужно.
И вы убеждаете и убеждаете человека, пока он не говорит что-то вроде «да, это отличная идея, дай мне знать, когда запуститесь». Измучив десяток людей вашей гениальной идеей, вы бежите создавать продукт, а в результате – ноль продаж.
Бывает, что в процессе разговора, вы всё-таки начинаете говорить о своём продукте и решении. Клиенту всё нравится, и он предлагает ещё добавить какую-нибудь опцию или фишку.
ВАЖНО: вам нельзя говорить клиентам, в чём их проблема, а им не стоит говорить вам, что вам стоит создать. Вместо этого спросите своего клиента: почему вы это хотите? Что это позволит вам сделать? Как вы будете справляться без этого? Как вы думаете, мы должны отложить запуск, чтобы добавить эту опцию или мы можем добавить её позже?
Не стоит говорить с клиентом о его идеях без конкретики. И никогда не говорите что-нибудь вроде: «Какая замечательная идея. Мы обязательно её воплотим, а вы обязательно у нас купите. Договорились?» В общении стремитесь к тому, чтобы клиент брал на себя обязательства или выражал свою приверженность
Запомните, есть только два возможных результата встречи:
Если ваша встреча «прошла хорошо», она не удалась. Если клиент говорит: «Круто, мне нравится.
Дайте знать, когда запустите. Я бы обязательно купил” – не стройте радужных планов. Это ничего не значит. Клиент накормил вас идеями и обещаниями, наговорил комплиментов, но ваше дальнейшее сотрудничество всё ещё не определено.
Он хотел бы купить в будущем? Предложите прямо сейчас сделать предзаказ. И посмотрите на его реакцию. Возможно, он вам врал.
Поэтому в любой беседе с клиентом просите его о небольшом обязательстве. Клиент показывает, что ему важна ваша деятельность и отдаёт что-то ценное – время, репутацию или деньги. Также спросите его о готовности сделать следующий шаг. Встреча также будет успешной, если клиент продвинется дальше по вашему конверсионному сценарию и приблизится к сделке.
Как клиент может выразить свою приверженность
А если я не буду встречаться с клиентом, а позвоню? Он же может ответить на три вопроса по телефону?
Если вы ленивы, боитесь людей, никогда не разговаривали с незнакомыми дядями и не выходили из дома последние 12 лет – звоните. Будьте готовы к тому, что:
Но возможно, вы всё-таки получите нужную информацию! Основная цель подобных холодных контактов – прекратить ими заниматься как можно быстрее, выяснив необходимую информацию.
Сегментируйте рынок и начните с маленького сегмента. Все крупные компании начинали с небольшой группы клиентов и постепенно расширились на большие группы пользователей. Взяв несколько аудиторий, выяснится, что клиенты хотят разного, а вы будете стремиться одним продуктом удовлетворить всех.
Если вы работаете для всех, вы качественно не работаете ни для кого, поэтому выбирайте конкретный сегмент клиентов с чёткой проблемой. Масштабироваться будете, когда научитесь общаться с клиентами и определять их проблемы.
Ваша проблема не в том, что вы не знаете, где найти ваших клиентов. Ваша проблема, что вы ориентируетесь на работу со всеми подряд.
Таким образом, вы выделите несколько сегментов вашей аудитории. Выберите сегмент, который будет:
Погрузите себя в среду, где обитают ваши целевые клиенты. Создавайте подписные страницы, организовывайте встречи и публичные выступление, создайте блог и публикуйте полезные материалы по теме. Оглядитесь вокруг, скорее всего, в вашем окружении уже есть те люди, которые вас интересуют. Придумайте хорошее оправдание – я пишу исследование или статью – и задавайте те вопросы, которые вас интересуют. Знакомьтесь с лидерами мнений в этой сфере, просите, чтобы вас представили им или рекомендовали. Вы можете связаться с кем угодно, если будете достаточно настойчивы.
Используйте ваши данные
Готовьтесь к встречам вместе с вашей командой:
На что обращать внимание в общении?
Отмечайте эмоции вашего собеседника. Проблемы, цели, работу над текущими проектами, обстоятельства, идеи, запросы, бюджет/процесс покупки, последующие задачи, компании или людей, на которых ссылается. Постарайтесь делать заметки в процессе общения. После общения пересмотрите ваши заметки. Сделайте выводы, доработайте или обновите ваши вопросы. Как вы можете получить лучшие результаты, общаясь с другими клиентами?
Как много встреч следует провести?
Если вы знаете вашу аудиторию, проблема проста, а выбранный сегмент невелик – проведите 3−5 встреч с потенциальными клиентами. Если рынок достаточно велик, проблему ещё предстоит определить, и необходимо разобраться с целевой аудиторией – начните с 10 встреч и постоянно проводите новые, пока не найдёте ответы на все ваши вопросы.
Подготовка:
Действия:
Обработка материала:
Вы стоите прямо напротив вашей мишени. Ваша рука находится на необходимом для броска уровне, вы знаете точное расстояние до мишени, ваш дротик направлен на мишень. Вы задавали правильные вопросы тем людям, кто вас поддерживает. У вас всё ещё завязаны глаза, но вы знаете, куда стрелять. Вам остаётся только дать окружающим то, что они хотят – попасть в цель с завязанными глазами. Успехов!
Источник: Лайфхакер
Комментарии (2)
очень все так верно!
Пожаловатьсяполезная статья!
Пожаловаться