«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».
А. Пиз
Обычно первое впечатление о собеседнике у человека складывается за пару минут. В течение этого времени он решает для себя, стоит вам доверять или нет.
Если выбор оказался не в вашу пользу, на переубеждение клиента понадобится в лучшем случае потратить несколько недель, в худшем – годы.
Однако мы не можем ждать так долго и потому предлагаем вам несколько рекомендаций от психологов о том, как завоевать доверие.
Представьте себе человека, который говорит заведомо неправду. Его руки непроизвольно тянутся к лицу (словно он боится себя выдать), а глаза так и мечутся по сторонам. А если он потеет и нервно постукивает ногами, уверяя вас в своей искренности, что вы о нём подумаете?
Поэтому психологи советуют привести в полное соответствие то, что вы произносите вслух, и то, о чём думаете (об этом весьма красноречиво говорят жесты, мимика, поза и интонация). Учёные называют такой процесс «сохранение собственной внутренней конгруэнтности». Конечно, не каждый клиент примется тщательно анализировать ваше поведение и внешний вид, но на бессознательном уровне практически любой способен распознать неправду.
Чтобы сохранить внутреннее равновесие, вам необходимо самому верить в то, что вы говорите человеку. Например, ссылаясь на всевозможные каталоги и заявляя, что выбранный отель находится в 100 метрах от моря, вы подтолкнете его к мысли: тут написано, что до моря сто метров, а на самом деле – кто его знает?.. То же относится и к стандартным вежливым фразам менеджеров вроде «Чем я могу вам помочь?», в которых так и слышится: «Как же вы меня все достали!»
Чтобы ваш контакт с клиентами был успешным, необходимо любить свою работу, испытывать искреннее желание доставлять людям удовольствие и помогать им. Если вы по-настоящему рады любому потенциальному клиенту, то можете считать, что на 50% вы завоевали его доверие.
Ещё один секретный приём, открытый и разработанный психологами-нейролингвистами, называется «отзеркаливание», или «подстройка под клиента». Это выглядит следующим образом.
Если человек А хочет познакомиться и завязать разговор с человеком Б, то ему достаточно оказаться в поле зрения выбранного объекта (не слишком далеко, но и не рядом). А принимает схожую с Б позу, старается говорить в том же темпе, что и Б, повторяя интонацию объекта. А запоминает характерные выражения и речевые обороты, которые использует Б, а затем, через некоторое время, применяет их в другом контексте. При этом поведение А не выглядит карикатурным преувеличением, а кажется вполне естественным. А не копирует Б, а просто подражает ему. Сознательно объект отзеркаливания не обращает особого внимания на происходящее рядом с ним, но подсознательно фиксирует всё и отмечает интересную информацию. Спустя некоторое время Б начинает казаться, что он уже где-то видел А или был ранее с ним знаком. Конечно, Б не узнаёт собственных слов и жестов, так как не может видеть себя со стороны. Однако у него возникает ощущение, что А ему близок и знаком. Вследствие этого у Б появляется желание подойти и завязать разговор с А.
Теперь подробно расскажем, как эту технику можно использовать в общении с клиентами.
1. Внимательно прислушиваемся к человеку и используем его интонации, темп речи, слова и выражения – в общем, пробуем подстроиться под его систему восприятия мира. Вы заметили, что клиенту важна красота местности? Отлично! Описывайте прекрасные пейзажи, виды из окна и интерьеры. Ага, клиент желает комфорта? В таком случае к его услугам – и ласковое море, и тёплые лучи солнца, и мягкие полотенца в номере, и заботливый персонал отеля…
2. Будьте на волне клиента. Если это утончённая дама, станьте «рафинированным интеллигентом». Если вы – «свой в доску», то любому будет проще вам довериться в бронировании тура. И всё, что вы скажете, приобретёт оттенок личного опыта, который так близок личному опыту клиента.
Вы обратились к даме, выражение лица которой говорит: «Вы все мошенники, и у вас точно нет того, что мне нужно»? Вы просто обязаны подстроиться под такого клиента! Поддержите разговор о том, что сейчас полно обманщиков и выбирать специалиста по туризму надо с умом и большой осторожностью. Только грамотный и очень разборчивый человек может быть уверен в агенте, с которым работает.
Подстроившись под клиента, вы как бы ловите его на невидимый поводок и получаете возможность вести его в нужную вам сторону. Не делая резких движений (образно и буквально), осторожно сведите разговор к теме путешествий и отпусков. Более того, у вас есть шанс выяснить косвенные данные, необходимые вам для подбора тура: денежные возможности клиента, предпочтения, отношение к отдыху за границей в целом.
Например...
Любую причину недовольства можно обратить себе на пользу, ну и, конечно же, на пользу самого клиента. Дорогого стоит не только хорошо проведённый отпуск, но и прекрасное настроение, оставшееся у человека после общения с вами. Как-никак удачная покупка – тоже повод для радости. Так почему бы не доставить эту радость клиенту? ;)
Комментарии (3)
Марина, а вы посчитайте, что вы потеряете, если не получится разговор, и что приобретете, если все будет в позитиве. Негатива в любом случае будет меньше, т. к. вы даже при таком сценарии получите ОПЫТ и снизите свой порог тревожности в такой ситуации. Не бойтесь. Просто делайте шаги вперёд, и у вас получится и первая, и следующие продажи:)
Пожаловатьсяспасибо за помогающие материалы!!! полезно)
ПожаловатьсяЕще бы научиться не стесняться, тогда можно и под поведение других подстраиваться.
Пожаловаться