Минфин подготовил проект закона об использовании цифровой подписи при продаже страховых полисов осенью 2012 года. Зимой его согласовали все ведомства, и он поступил в Правительство. Проект разрешает страховщикам использовать электронную подпись, продавать полисы через электронные системы и направлен на развитие онлайн-продаж в простых видах добровольного страхования (от несчастных случаев, выезжающих за рубеж и имущества, которое можно застраховать без осмотра, в том числе «Автокаско»). Сейчас договор должен быть скреплён традиционной подписью или квалифицированной электронной, которой у физлиц чаще всего нет.
Сегодня в страховом деле практически не используется электронный документооборот – ни при заключении договоров страхования, ни при обмене документами, отмечается в сообщении Правительства. Поэтому комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минфина, и вскоре его рассмотрит кабинет министров.
В случае принятия такого закона договор будет «формироваться с использованием инфраструктуры официального сайта страховщика и подписываться страхователем простой электронной подписью; страховщик отправляет страхователю договор, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью», следует из проекта. В силу договор вступит после уплаты премии.
«Удобные, прозрачные и быстрые онлайн-продажи – то, чего ждут сегодня клиенты от страховых компаний, и это – будущее финансовых рынков. Они позволяют клиенту экономить время, и мы уже успешно продаём полисы от несчастного случая, страхования выезжающих за рубеж и имущества для частных лиц онлайн», – говорит вице-президент по розничным продажам «Ренессанс Страхования» Юлия Гадлиба.
Переход к бездокументарным продажам полисов ОСАГО даст существенную экономию, согласен заместитель гендиректора «Либерти страхования» Сергей Тихонов: электронные продажи – мощный инструмент, который уже сейчас позволяет сдерживать рост тарифов.
«Существенного роста премий в связи с этим мы не прогнозируем, – говорит Юлия Гадлиба. – Прогрессивным шагом для отрасли стал бы переход на электронный полис ОСАГО и КАСКО, которые занимают львиную долю рынка».
Опыт Великобритании показывает, что онлайн можно осуществлять 15% розничных продаж, отмечает заместитель гендиректора «Эксперта РА» Павел Самиев.
«Мы запустили онлайн-продажи для выезжающих за рубеж в 2011 году, и доля продаж электронных полисов уже доходит до 15% застрахованных нами путешественников», – говорит Сергей Тихонов.
Павел Самиев сейчас оценивает весь рынок онлайн-продаж полисов в 8−9 млрд рублей, и «он сможет вырасти в полтора-два раза за первые пару лет, если закон заработает».
Источник: Википедия страхования