Была исследована стоимость КАСКО в Московском регионе на базе 200 тысяч расчётов, произведённых за два последних года. Речь идёт о полисах таких крупнейших страховщиков, на чью долю приходится около 65% рынка, как «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Ренессанс», «Росгосстрах», «Альянс» (ранее РОСНО), «Согласие», «УРАЛСИБ» и др.
Исследование выявило любопытную тенденцию: КАСКО на новые автомобили дешевеет уже два года подряд и с одинаковой скоростью – на полпроцента. Если в 2011 году средняя стоимость КАСКО на новый автомобиль составляла 7,6%, то в 2013-м страховка подешевела до 6,5% стоимости автомобиля. Причём цены меняются не только в относительном выражении, но и в абсолютном.
Компании, стремящиеся нарастить свою долю на рынке, опускают цены. Безоговорочным лидером в этой гонке, по оценкам портала, является «Ингосстрах». За два года страховщик снизил цены практически на процент и в 2013 году предлагает КАСКО ниже 8% стоимости автомобиля. Кроме того, у «Ингосстраха» – самая широкая продуктовая линейка, нацеленная на разные сегменты рынка (около 20 пакетов КАСКО). Всё это позволило страховщику только за последний год увеличить свою долю на рынке на 2,3%, до 16,5%.
А вот «Росгосстрах», серьёзно повысивший цены на свои продукты КАСКО в 2011 году, в 2012-м потерял 0,8% рынка – его доля снизилась до 9,6%.
Но если в случае с новым автомобилем страховщики готовы умерить аппетиты, то со «стареющими» машинами ситуация иная. Аналитики отметили, что страховщики постепенно повышают тарифы КАСКО на подержанные автомобили. По статистике, в первые три-четыре года КАСКО на новый автомобиль обойдётся примерно в одну и ту же сумму, даже если за это время машина теряет 30−50% стоимости. А на пятый и дальше из-за непомерно высоких тарифов вы заплатите больше, чем в первый год страхования. Потому-то пятилетние машины довольно редко страхуются. Интересных вариантов страховок для таких авто нет. Но если пятилетний автомобиль ещё можно застраховать, то раритет старше 10 лет – практически нереально. Сами страховщики объясняют свою незаинтересованность сегментом таких машин довольно просто. «От взросления и удешевления автомобиля стоимость его ремонта не меняется», – говорит начальник управления по работе с агентской сетью и прямыми продажами СК «Альянс» Дмитрий Соколов.
Ценообразование на российском рынке КАСКО своеобразно. Стоимость страховки в разных компаниях на один и тот же автомобиль может различаться более чем в два раза. Довольно часто самую низкую стоимость КАСКО на конкретное авто может предложить компания с самыми высокими ценами на рынке, и наоборот – страховщик с наиболее низкими может удивить клиента самым дорогим на рынке полисом. При этом, как ни парадоксально, не помогают скидки ни за безубыточность, ни за лояльность.
Парадоксальность ситуации признают и сами страховщики. «К сожалению, описанная ситуация действительно имеет место. Причин этому может быть несколько. Пожалуй, основной можно назвать разнородность портфеля в той или иной страховой компании, на основании которого назначается тариф по какой-либо марке/модели транспортного средства», – рассуждает Максим Гофман. Например, если портфель компании А по выбранной модели автомобиля состоит из 100 машин и за рассматриваемый период происходит один случай тотального уничтожения (или хищение), а у компании Б в том же портфеле будет два таких случая, то очевидно, что ценообразование у А и Б по данной модели будет сильно различаться. «И чем больше портфель – тем менее влиятельными становятся отдельные страховые случаи, то есть портфель делается более стабильным. Как правило, по популярным транспортным средствам тарифы КАСКО у разных компаний отличаются не в разы», – отмечает Гофман.
Но самое главное – какую доходность по КАСКО изначально закладывает страховщик. «При ценообразовании компании могут придерживаться разной политики. Это может быть и прибыльный рост с актуарно обоснованными тарифами; это может быть и стратегия, направленная на захват рынка; и это может быть демпинг, в том числе с последующим банкротством компании», – отмечает директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. В стремлении нарастить портфель страховщики могут вообще не закладывать в тариф доходность или даже осознанно назначать убыточную для себя цену.
Поэтому единственно разумный выход при покупке КАСКО на новый автомобиль – обращение к страховому брокеру, который сможет проанализировать сразу несколько вариантов. Либо можно провести собственный мониторинг. Кроме того, не надо стесняться просить скидку у брокеров и агентов. На новую машину можно выторговать как минимум 10-процентный дисконт.
Несмотря на очевидную разношёрстность рынка КАСКО, несколько общих правил ценообразования у страховщиков всё же есть. В частности, чем моложе водитель – тем дороже полис. Стоимость его для водителя 20−25 лет будет вдвое выше, чем для 40-летнего. Многие страховщики требуют от молодых водителей обязательную франшизу в размере до 10 000 руб., что позволяет снизить стоимость страховки на 15−20%.
Впрочем, недавно Верховный суд вынес определение, что страховщики обязаны выплачивать убыток вне зависимости от того, был ли водитель, попавший в ДТП, вписан в полис или нет. Таким образом, надбавку за возраст можно обойти. То есть если вы готовы отстаивать свою правоту в суде, на страховке можно сэкономить, выписав её на самого взрослого и опытного водителя. Сегодня компании прикладывают все усилия, чтобы оспорить это решение. В ближайшее время Верховный суд должен выпустить новые разъяснения по этому поводу.
Ещё одно общее правило ценообразования на рынке КАСКО сегодня связано со стоимостью автомобиля. Чем дороже машина – тем дешевле полис. Несмотря на низкую абсолютную стоимость автостраховки ценовой категории 200 000 − 500 000 руб., стоимость полиса для них в процентном соотношении – самая высокая и составляет почти 9%. На практике КАСКО ниже 30 000 руб. даже для самых дешёвых автомобилей без франшизы – большая редкость. Зато на машины дороже 1,5 млн составит около 5%, а на некоторые внедорожники – и до 3%.
Стоит также иметь в виду, что на рынке КАСКО наблюдается явная сезонность. Пик продаж приходится на весну и осень, и именно в это время оно обычно дешевеет на полпроцента за счёт агрессивных спецпредложений.
Кроме того, на стоимость страховки влияет страна происхождения автомобиля. В частности, китайское качество машин делает их абсолютными лидерами по дороговизне страховки: полис на эти транспортные средства обойдётся примерно в 9% их стоимости. Французские авто довольно дороги в кузовном ремонте, из-за этого и полисы КАСКО на них в среднем стоят около 8%. Японские из-за высоких рисков угона имеют дорогую страховку в 8%. Самыми дешёвыми оказались страховки для шведских, чешских и английских – 5−6% стоимости автомобиля. Немцы, итальянцы, испанцы и корейцы – середняки: КАСКО для них в среднем составляет около 7%. Если брать конкретные марки, то в «чёрном» списке – КАСКО с тарифом выше 10% – Hyundai Getz, Chevrolet Spark, Mazda 3, Mazda 6, Mitsubishi Lancer, Honda Accord и Honda Civic.
Так что при выборе нового авто стоит к его цене сразу прибавлять стоимость КАСКО как минимум на первые три года. С учётом того что страховка на машины с самым дешёвым полисам обойдётся в два раза дешевле, чем на автомобили с самым дорогим КАСКО, за три года страховая разница может составить весьма существенную сумму – более 100 000 руб.
Источник: Страхование в России