Но в нововведении есть и негативные для автовладельцев моменты. В частности, тарифы в перспективе вырастут на 25%. Таким образом, авторы поправок из Минфина, ранее обещавшие сохранить стоимость полисов на прежнем уровне, пошли на попятную перед страховым лобби.
Поправки к закону об ОСАГО готовились около трёх лет и получились кардинальными: изменения затронут больше половины существующих положений. Главное нововведение – увеличение выплат за причинение вреда имуществу со 120 000 до 400 000 рублей, за вред жизни и здоровью – со 160 000 до 500 000 рублей. Кроме того, законопроект вводит так называемое прямое возмещение убытков (ПВУ). Это значит, что за возмещением пострадавший будет обращаться только в свою страховую компанию.
В два раза повышаются выплаты, если оформление документов о ДТП происходило без участия полиции (до 50 000 рублей). При этом у «европротокола» в Москве, Санкт-Петербурге и их областях будет свой лимит – аж до 400 000.
Законопроект получился не в пользу страховщиков, что явилось основанием для надежд участников рынка на повышение тарифов ОСАГО. Но Минфин сильно обнадёжил автовладельцев, объявив о том, что стоимость полисов можно сохранить на прежнем уровне. После чего автостраховщики обрушили на Правительство ворох угроз, суля вымирание системы ОСАГО в регионах. Полисы надёжных компаний можно будет купить лишь в крупных городах, объявили участники рынка. 60−70% – только такой рост тарифов спасёт систему «автогражданки» от развала вследствие роста выплат – с данным заявлением выступил в СМИ Российский союз автостраховщиков (РСА). Баталии продолжались последние несколько месяцев. Пока ломались копья, рассмотрение законопроекта в Госдуме откладывалось раз за разом.
По всей видимости, компромисс достигнут – Правительство вынуждено было пойти на попятную. Выступая 19 апреля в Госдуме, заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил, что роста тарифов на 60−70%, конечно, не будет. Реальная цифра – 25%, при этом полисы подорожают далеко не сразу, а, ориентировочно, через 15 месяцев.
Между тем в Минфине не скрывают, что нынешние тарифы установлены с запасом, так что повышение выплат страховщики должны были «пережить» без разорения. В 2002 году расценки на «автогражданку» были установлены из расчёта, что средняя выплата составит 70 000 —90 000 рублей. Но в среднем участникам ДТП платят всего 24 000. Получается, у страховщиков – достаточный финансовый запас.
Экспертное сообщество также выступило против потакания страховщикам. В частности, как заявил в своём обращении к премьеру Дмитрию Медведеву лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, в среднем по стране на выплаты по ОСАГО направляется лишь 57−62% от размера страховых премий. Таким образом, тарифы по «автогражданке» надо не увеличивать, а наоборот – снижать, взывает к председателю Правительства автор открытого письма.
В апреле в администрации Президента подтвердили, что намерены не допустить роста тарифов ОСАГО. По мнению чиновников, страховщики не смогли аргументировать, почему цены на их услуги должны быть повышены.
И несмотря на такое противодействие, страховщикам всё же обещают 25-процентный рост тарифов. В результате выплаты по-прежнему будут занижаться, а игроки рынка просто положат себе в карман больше прибыли. Неспроста на интернет-форумах активно обсуждают версию о том, что в страховой отрасли размер бонусов зависит от того, насколько удастся затянуть выплаты и минимизировать суммы компенсации застрахованным.
Мало того, принятый в первом чтении законопроект выводит автострахование из-под действия Закона «О защите прав потребителей». Это резко снизит вероятность простым автовладельцам добиться выплаты по страховке.
Впрочем, права застрахованных, несмотря на выведение закона об ОСАГО из сферы действия правового режима защиты прав потребителей, могут быть дополнительно защищены благодаря созданию мегарегулятора. Дело в том, что создаваемый на базе ЦБ и ФСФР единый орган займётся в том числе надзором за страховым рынком. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая 20 апреля в эфире передачи «Главная дорога» (НТВ) пояснил: «Мы надеемся, что уже во второй половине 2013 года будет создан единый регулятор и Центральный банк РФ станет внедрять специальные процедуры надзора за страховыми организациями. В том числе для того, чтобы не нарушался порядок прохождения технического осмотра».
Напомним, с 1 января 2012 года действуют новые правила, согласно которым полис ОСАГО невозможно купить до прохождения техосмотра. При этом его можно пройти в любой аккредитованной организации (ГИБДД от данной операции отстранили) вне зависимости от места регистрации.
Источник: Страхование в России