или

Потребительские штрафы могут вырасти в десять раз

Автор: Workle Post 18.03.2013 21:17

Штрафы, накладываемые Роспотребнадзором за нарушение прав потребителей (в том числе и в страховании), могут вырасти, по крайней мере, в 10 раз. Соответствующие поправки к КоАП Госдуме рекомендовано принять в первом чтении завтра, 19 марта.


Право наказывать страховщиков за нарушение прав потребителей появилось у Роспотребнадзора 28 июня 2012 года – когда Пленум Верховного суда РФ распространил закон о защите прав потребителей на страхование.

 

 

Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), Роспотребнадзор может выносить решения о штрафах, в частности, по ч. 1 ст. 14.8 КоАП (нарушение права потребителя на получение информации о товаре) и ч. 2 этой же статьи (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей). Сейчас штрафы для юрлиц за первое нарушение составляют от 5 000 до 10 000 рублей, за второе – от 10 000 до 20 000.

 

Законопроект, внесённый в Госдуму в ноябре 2012 года, несколькими депутатами Госдумы предусматривает новую вилку штрафов: от 100 000 до 300 000 рублей.

 

Статистику о применении штрафов по этим статьям к страховщикам Роспотребнадзор не ведёт. Из судебных решений, касающихся оспаривания страховыми компаниями таких штрафов, следует, что круг оснований для применения к страховой компании штрафа достаточно широк.

 

Так, Роспотребнадзор оштрафовал на 10 000 рублей «Северную казну» за то, что банк, продавший гражданину кредитную страховку этой компании от несчастных случаев, не ознакомил его с правилами. Также ведомство сочло ущемляющим права потребителя их пункт, в соответствии с которым при досрочном расторжении договора по инициативе клиента часть неиспользованной премии ему не возвращается. Суд поддержал это решение.

 

ГСК «Югория» была оштрафована на 10 000 рублей за то, что страховщик не разъяснил страхователю-мотоциклисту термин «салон транспортного средства», использованный в правилах страхования. Суд счёл этот вывод Роспотребнадзора недоказанным и отменил штраф.

 

Одно из обнаруженных дел относится еще к 2008 году. Роспотребнадзор признал ущемляющим права потребителей положение правил КАСКО «Авангард-Гаранта». Оно предписывало клиенту, заключающему договор по риску «Хищение», оборудовать автомобиль противоугонной системой. Штраф Роспотребнадзора был признан законным судами двух инстанций и отменён только кассацией на основании, что на тот момент действие закона о защите прав потребителей не распространялось на страхование.

 

Страховые юристы по-разному оценивают последствия увеличения штрафов Роспотребнадзора.

 

– Штраф может грозить страховщику, реклама которого не соответствует реальным условиям договора страхования. В большей степени это касается договоров накопительного страхования жизни (например, обещание высокой ставки доходности), – считает управляющий партнёр адвокатского бюро «Филипков и партнёры» Вадим Филипков. Он также отметил, что основанием для штрафа может стать обещание страховщиком или посредником скидки по ОСАГО.

 

– Увеличение штрафов ударит по страховщикам. Нормы закона о защите прав потребителей применительно к страховым компаниям могут трактоваться достаточно широко. А надзирающие органы часто пытаются применять их даже при наличии сугубо формальных оснований, – полагает партнёр ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.

 

Источник: АСН

Комментарии (1)

Александр Филиппов 19 марта 2013, 09:58

Вообще говоря, это решение ближе к равновесию прав страхователя и страховщика. Текущее состояние очень часто указывает на беззащитность страхователя перед страховой компанией.

Пожаловаться