Страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) стало обязательным для всех водителей ещё в 2003 году. Тот факт, что изменения назрели, не вызывает сомнений ни у страхователей, ни у страховщиков. «ОСАГО в существующем виде решило разве что одну проблему на дорогах: участники ДТП, по крайней мере, перестали бить друг другу морду», – смеётся один из страховщиков.
Согласованный Правительством законопроект предлагает целый ряд нововведений: увеличение страховых лимитов более чем втрое, увеличение выплат по европротоколу до 50 тыс. руб. (в Москве и Санкт-Петербурге – до 400 тыс.) и др. Все десять лет действия ОСАГО страховщики жалуются на неоправданно низкие страховые тарифы. Новых правил ОСАГО все ждали с большим нетерпением. Страхователи надеялись на большую клиентоориентированность, а страховые компании – на обещанный 25-процентный рост тарифов.
По данным РСА, по итогам 2012 года страховые премии по ОСАГО составили 120,907 млрд руб., а объём выплат – 61,971 млрд.
Оптимистические ожидания страхового сообщества совершенно неожиданно развеял замминистра финансов Алексей Моисеев. Накануне первого чтения законопроекта в Думе он выступил с докладом в поддержку увеличения лимитов по ОСАГО, которые, по его мнению, можно ввести без увеличения тарифов. Дело в том, что при расчётах действующих тарифов ещё в 2002 году Минфин закладывал на среднюю выплату по ОСАГО 70−90 тыс. руб. с учётом выплат по страхованию жизни и здоровья. На сегодняшний день средняя выплата по ОСАГО составляет всего около 24 тыс. руб. Получается, что у страховщиков достаточно финансового запаса, чтобы пережить увеличение выплат.
Выступление Минфина вызвало бурю негодования в страховом сообществе. Российский союз автостраховщиков (РСА) тут же созвал внеплановое правление и выступил в СМИ с официальным заявлением. По мнению страховщиков, даже 25-процентного роста тарифов было бы недостаточно. По расчётам союза, для реализации всех предложенных в законе новаций необходимо увеличить тарифы не менее чем на 50%. «Когда рассчитывали тарифы по ОСАГО в 2002 году, за основу бралась имеющаяся у страховых компаний статистика по добровольной гражданской ответственности. На сегодняшний день даже по риску „Ущерб“ таких выплат нет, хотя в части КАСКО страхуется сегмент более новых и дорогих транспортных средств, чем в целом по ОСАГО, да и выплата осуществляется без учёта износа. Средняя выплата в размере 70−90 тыс. руб. по ОСАГО сегодня – это нереальные цифры», – уверен руководитель центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов.
А вот по мнению замдиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, привязывать расчёт тарифов к средней выплате не совсем корректно. Правильнее брать в расчёт комбинированный коэффициент убыточности, который также учитывает помимо выплат расходы и будущие обязательства, отражённые в резервах. И с этой точки зрения, повышение тарифов ОСАГО необходимо.
Масла в огонь подливает Верховный суд, который тоже выступил с инициативой по улучшению правил «автогражданки» и прислал в парламент замечания к законопроекту. Судьи считают, что на ОСАГО должен распространяться Закон «О защите прав потребителей». Кроме того, страховщики должны выплачивать возмещение без учёта износа автомобиля и компенсировать потерпевшим утрату его товарной стоимости.
Всё это, по мнению страховщиков, автоматически вызывает неоправданное увеличение размера страховых выплат. «Правильная по сути идея необходимости защиты прав потерпевших была искажена правоприменительной практикой, и защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», – говорит президент РСА Павел Бунин.
Есть ещё один аргумент в пользу повышения тарифов – инфляция. Базовые тарифы не пересматривались ни разу, а цены за десять лет выросли более чем на 200%. Страховщики все как один рисуют апокалиптическую картину на рынке ОСАГО без повышения тарифов. «Расширение страхового покрытия без одновременного увеличения тарифов неизбежно повлечёт за собой дисбаланс между обязательствами страховщиков и полученными страховыми премиями, что приведёт к банкротству значительного числа членов союза и обрушит рынок ОСАГО. В этой ситуации могут пострадать миллионы автовладельцев», – говорится в заявлении РСА.
«Новые страховые суммы ускорят процесс ухода страховых компаний с рынка ОСАГО, остальные страховщики могут сократить расходы на развитие сетей и сервиса по ОСАГО. Для страхователей это будет означать снижение конкуренции и сокращение спектра услуг, ярче всего это проявится в небольших городах и населённых пунктах», – считает первый замгендиректора СК «Альянс» Дмитрий Попов.
В качестве превентивной меры РСА уже запретил отгрузку бланков полисов ОСАГО 13 страховщикам, входящим в пятую группу риска (имеющим признаки финансовой неустойчивости), и тем, кто проходит процедуру оздоровления. Такое решение РСА считает необходимым для сохранения компенсационного фонда, в который страховщики регулярно отчисляют взносы.
Крупные страховщики заявили о готовности создать альтернативное объединение по ОСАГО – РСА-2. В него должны войти только финансово устойчивые компании, поскольку отвечать по долгам разоряющихся страховщиков главные игроки рынка больше не хотят.
Вот только парадоксальность ситуации в том, что, даже если тарифы по ОСАГО повысят, у клиентов все равно не будет никакой гарантии, что страховщики не станут по-прежнему занижать выплаты. Ведь единых правил оценки ущерба не существует, а значит, её отдают на откуп страховщикам. Да, законопроект предусматривает в качестве компенсации ремонт авто за счёт страховщика, но только на станциях, выбранных по согласованию с ним. «В случае замены деталей на автомобиль будут ставиться новые детали, и клиентам всё равно придётся доплачивать разницу. Ведь расчёт возмещения идёт с учётом износа, если, конечно, не будет дополнительных изменений в законе на этот счёт», – говорит Дмитрий Кузнецов.
Источник: Страхование сегодня