или

Автострахование: открытое письмо в Верховный суд

Автор: Workle Post 27.02.2013 17:11

Ассоциация по защите прав автострахователей обратилась в Верховный Суд РФ с открытым письмом.

 

Выводы Верховного Суда (ВС) по поводу практики применения имущественного страхования ущемляют права страхователей и страховщиков, бьют по карману примерных водителей и могут способствовать росту мошенничества со стороны недобросовестных участников дорожного движения, уверены в Ассоциации.

 

 

К таким выводам пришли её эксперты после проведённого ими анализа последнего Обзора российской судебной практики, выпущенной Судом 30 января.

 

Ассоциация в своём обращении просит Президиум Суда обратить внимание на два пункта.

 

Если лицо, которое управляло транспортным средством, не указано в страховом полисе, а автомобилю был нанесён ущерб, страховщик не может уклониться от выплаты страховой премии, полагает ВС. Но это противоречит самим основам формирования страховой премии. Ведь во всём мире большинство компаний при продаже страховок активно применяют повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста, стажа и даже пола водителя. Для клиента с большим стажем страховка, как правило, обходится значительно дешевле. Если вероятность возмещения не будет связана с конкретным водителем, страховые компании, дабы избежать убытков, поднимут стоимость страховок, сделав их одинаково дорогими для всех автомобилистов. В результате аккуратный водитель будет платить за неаккуратных. По данным Ассоциации, сегодня при расчёте стоимости страховки компании обычно учитывают, что для автовладельца старше 40 и со стажем более 20 лет страховая премия окажется в среднем на 40% ниже, чем для автомобилиста 20 лет со стажем один год.

 

Кроме того, ВС считает, что в договоры автострахования не должно быть включены условие, по которому ущерб возмещается с учётом износа частей, узлов и агрегатов транспортного средства, уравнивая тем самым износ и амортизацию. Однако, по мнению Ассоциации, не различать эти понятия невозможно. Амортизация – системное уменьшение стоимости имущества на протяжении всего срока, износ же – постепенное и ожидаемое уменьшение функциональных качеств, связанных с эксплуатацией имущества, или моральное старение, потеря потребительских свойств. Эти свойства у автомобиля со временем также снижаются, потому учитывать амортизацию при выплате по угону или полной гибели автомобиля необходимо, пишут в своём обращении представители Ассоциации. Например, гражданин М. приобрёл новый легковой автомобиль за 500 000 рублей, застраховал его, а через 11 месяцев попал в ДТП. Автомобиль при этом был полностью уничтожен. Если М. решил бы через 11 месяцев автомобиль продать, с учётом износа сделать ему бы это удалось лишь за 435 000 рублей. Однако теперь, после ДТП и на основании решения суда, он получит страховую премию, равную стоимости нового автомобиля – 500 000 рублей. Случаи мошенничества на этой почве легко предсказуемы. Чтобы их избежать, компании начнут повышать цену страховок для всех категорий автомобилистов, и добросовестные страхователи останутся в проигрыше.

 

Клиент СК для экономии своих средств обычно покупает полис, предусматривающий выплату с учётом амортизации автомобиля. Но страхователь может этого выбора лишиться. В таком случае страховка будет стоить дороже. Сегодня у страхователя ещё есть выбор.

 

Ассоциация по защите прав автострахователей надеется, что ВС пересмотрит свою позицию и встанет на сторону добропорядочных водителей.

 

Источник: RuStrahovka