или

Ура! Заработало! Но криво…

Автор: Workle Editor 25.02.2013 20:25

С 1 января 2013 года в России начала действовать автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО, о необходимости создания которой страховщики говорили с 2005 года.


В АИС ОСАГО консолидированы сведения за последние пять лет обо всех застрахованных, а также страховых случаях и выплатах. В совмещённой с ней Единой автоматизированной информационной системе по техническому осмотру МВД РФ содержится информация о прохождении транспортным средством технического осмотра, доступная страховщикам. Доступ к двум базам данных, по идее, позволяет корректно оценить состояние автомобиля и качество водителя, рассчитать справедливый страховой тариф.

 

 

Изначально предполагалось, что АИС принесёт страховщикам много пользы: они должны были получить возможность работать по европейским стандартам – выписывать полисы ОСАГО в режиме онлайн и немедленно передавать сведения в базу данных. Не получилось.

 

Во-первых, норма о работе в режиме онлайн фактически запрещала выписку полисов ОСАГО страховыми агентами, значительно затрудняла работу страховых брокеров, что не нравилось самим страховым компаниям. В итоге страховщикам и их посредникам оставили 15-дневный срок на передачу информации в систему. Так что компаниям не пришлось отказываться от сотрудничества с продавцами-посредниками – достаточно оказалось ужесточить сроки отчётности за проданные полисы.

 

Во-вторых, система, разработанная компанией «ЛАНИТ» в течение нескольких месяцев 2012 года, оказалась довольно капризной. Первые недели она беспрестанно сбоила, обещанный инструмент проверки страховой истории по факту не работал.

 

– Система пока сырая, неотлаженная. Данные не всегда можно получить, или они не соответствуют реальным. Несмотря на то что у нас в 1С предусмотрена автоматическая перекачка данных в АИС ОСАГО, проверка показала, что достоверность информации, содержащейся в АИС, составляет порядка 30%, – делится впечатлениями заместитель начальника управления страхования имущества и ответственности Санкт-Петербургского филиала компании «СОГАЗ» Михаил Потапов.

 

Технические неполадки мешают достижению главного результата – реальному запуску системы «бонус-малус», разработанной в 2005 году. До сих пор исправно работал только «бонус»: клиент, проездивший год без аварий, получал в компании скидку при заключении следующего договора ОСАГО. Но водители-аварийщики уходили от повышенного коэффициента стоимости полиса («малус»), сменив страховую компанию. Впрочем, страховщики этому не слишком противились, охотно закрывая глаза на прегрешения потенциального клиента.

 

– Основной плюс АИС ОСАГО – реальная преграда для миграции убыточных клиентов. Теперь они будут платить справедливую цену. Другая сторона медали: страховые компании перестанут некорректно применять коэффициент «бонус-малус». Так, они не смогут предоставлять аварийным водителям необоснованный «бонус». Ранее это приводило к уменьшению премий и, соответственно, росту убыточности страховщиков, – комментирует заместитель директора по партнёрским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» Владислав Анисимов.

 

Тем не менее пока АИС слабо помогает страховщикам, а застрахованным откровенно вредит.

 

– Федеральный закон обязывает использовать АИС ОСАГО. Но из неё не всегда удаётся получить достоверную информацию. Страховщик видит в системе в основном коэффициент, равный единице, и обязан его применять. При этом если у страхователя безубыточная эксплуатация транспортного средства в течение, например, шести лет, а в базе мы видим такой коэффициент, клиент теряет все скидки, – объясняет Михаил Потапов.

 

Как сообщают разработчики, на полную обкатку системы уйдёт не менее полугода.

 

Источник: Страхование сегодня