Тем временем руководители 10 компаний, лидирующих на рынке автострахования, выступили категорически против поступивших в Госдуму поправок, предусматривающих увеличение выплат по полисам «автогражданки». И даже пригрозили свернуть свою деятельность, если цена полиса для водителей не будет увеличена минимум в полтора раза.
Просьбу страховщиков к Правительству поднять цены на ОСАГО водители восприняли как издевательство. Если Госдума и чиновники поддержат инициативу, то стоимость «автогражданки» в ближайшем будущем вырастет не на 25, а на 50%. Сейчас оформить полис можно в среднем за 3 000 рублей, и этих денег, как уверены владельцы машин, он совсем не стоит.
Страховые выплаты по ОСАГО Сергей Рубцов выбивал почти два года. В компании, где он купил полис, тянули время, а потом сказали: хочешь выплат – иди в суд. Отечественная Фемида после раздумий решила, что водитель прав и должен получить компенсацию, но денег он так и не увидел.
Сергей Рубцов, водитель: Даже после назначения выплат судом страховая всё равно не платит. И суд об этом знает.
Сейчас суды завалены исками по «автогражданке». Адвокаты не скрывают: для них это лёгкие деньги. В прошлом году было принято решение рассматривать такие дела в рамках закона о правах потребителей, и компаниям приходится теперь платить больше, чем они привыкли.
Игорь Зверев, юрист Общества защиты прав потребителей: В настоящее время закон разрешает потребителю взыскивать стоимость автомобиля в полном размере, не учитывая износа. Это отличается от позиции страховщиков.
Компенсации водителям обещают в этом году тоже существенно увеличить. Верхний лимит вырастет со 120 рублей до 500 000, и это – главный аргумент страховщиков в пользу роста тарифов на ОСАГО, иначе платить будет нечем и пойдут массовые банкротства. Сейчас на рынке и так осталось всего 106 компаний, которые занимаются «автогражданкой», а 10 лет назад было в два раза больше.
Дмитрий Макаров, вице-президент страховой компании: На каждые 100 рублей, которые собирает СК, 23 рубля она должна потратить на организацию этого ОСАГО. Остаётся 77 рублей. Из них страховщики выплачивают как минимум от 50 до 120 рублей в зависимости от региона.
Дмитрий Попов, первый заместитель генерального директора страховой компании: Мы никогда не зарабатывали прибыли на этом виде страхования. Около 10% от всех сборов, столько же составляют и выплаты.
У депутатов Госдумы по данному вопросу мнение другое. Цифры у законодателей и страховщиков сильно разнятся. Представители думского Комитета по транспорту сделали свои подсчёты и нашли деньги на увеличение выплат без роста тарифов.
Михаил Брячак, первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту: Необходимо выплаты увеличить, но не за счёт повышения тарифов, а за счёт тех сборов, которые сейчас существуют. Сегодня такой сбор – около 83 миллиардов. А выплаты составляют по этим обязательствам, что заложены в данном виде страхования, – более 40 миллиардов.
Претензии к страховщикам у парламентариев на этом не заканчиваются. Депутаты, например, уверены, что компании должны больше вкладывать денег в программы по снижению количества ДТП на дорогах. Сейчас на эти цели страховой бизнес выделяет незначительный процент от прибылей, хотя долгосрочная выгода от таких вложений очевидна.
Источник: Страхование в России