или

«Автокаско» и ОСАГО: год борьбы

Автор: Workle Post 15.01.2013 19:49

Сегменты ОСАГО и «Автокаско» в прошедшем году показали прирост в районе 25 и 20%, соответственно (прогноз, данные ФСФР за год пока не опубликованы).

 

В I квартале сборы по «автогражданке» выросли на 20,8% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (АППГ), по «Автокаско» – на 18,8%. За период с января по июнь компании собрали по ОСАГО 56,72 млрд рублей, что превышает показатель АППГ на 25,5%. По «Автокаско» сборы за полугодие составили 90,36 млрд рублей (+18,1% к АППГ). За три квартала было собрано по ОСАГО 88,96 млрд рублей (+24,2% к АППГ), по КАСКО – 141,78 млрд (+19,3 к АППГ).

 

 

Из общих тенденций 2012 года хотелось бы выделить следующее:

 

– в продолжение года число автостраховщиков уменьшалось, оставшиеся игроки активно наращивали уставные капиталы, концентрация рынка росла;

 

– повысилась регулирующая роль государства (это проявилось, например, в ситуации с техосмотром, инициативах по созданию гарантийного фонда в «Автокаско» и «привязки» полиса ОСАГО к водителю, изменении лимитов по ОСАГО и проч.);

 

– суды последовательно встают на сторону страхователей, вынесен ряд прецедентных решений на самом высоком уровне.

 

Наиболее значительными событиями в автостраховании за минувший год можно назвать следующее.

 

1. Сопровождавшееся скандалом реформирование системы техосмотра: история вышла на уровень Правительства, были инициированы массовые проверки как «Росгосстраха», так и его конкурентов; дело чуть не дошло до отставки президента РСА Павла Бунина. Но после вмешательства в ситуацию ФСФР и Игоря Шувалова ситуация с этой стороны была урегулирована, в июле талон техосмотра заменили на диагностическую карту. Однако недовольные (в первую очередь ряд операторов ТО) остались, и история, вероятно, ещё получит своё продолжение.

 

2. Кардинальное реформирование системы «автогражданки». В декабре премьер-министр внёс в Думу законопроект, по которому должно быть введено поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причинённый жизни, здоровью потерпевшего, со 160 тыс. руб. до 500 тыс. на каждого потерпевшего, в части возмещения вреда, причинённого имуществу, – со 120 тыс. до 400 тыс. на каждого потерпевшего. Законопроект также повышает оперативность страховой выплаты в части возмещения вреда, причинённого здоровью потерпевшего, посредством закрепления права потерпевшего на страховую выплату непосредственно за факт травмы. Предусматривается предоставление потерпевшему права выбора способа возмещения вреда – в натуральной форме путём выдачи направления на ремонт (документа, подтверждающего обязанность страховщика оплатить восстановительный ремонт транспортного средства) либо в денежной форме. Увеличивается максимальный размер страховой выплаты по европротоколу с 25 тыс. руб. до 50 тыс., в четырёх пилотных регионах лимит по европротоколу поднимается до планки «классического ОСАГО». Также с 2013 года должен применяться в полной мере коэффициент «бонус-малус».

 

3. 28 июня Пленум Верховного суда РФ принял постановление, которым распространил общие нормы Закона «О защите прав потребителей» на страхование. Согласно постановлению, клиенты наделяются правом взыскивать компенсацию морального вреда со страховщика, а государство – 50% от взысканной суммы. Эксперты прогнозировали катастрофический рост уровня убыточности и мошенничества. Однако в конце года в Госдуму был внесён законопроект, которым ОСАГО выводится из-под действия Закона «О защите прав потребителей».

 

4. В конце года Высший арбитражный суд решил, что получатели выплат по ОСАГО вправе рассчитывать на возмещение не только ремонтных расходов, но и утраты товарной стоимости. Ожидается, что решение ВАС РФ позволит владельцам пострадавших автомобилей увеличить объём компенсации в среднем на 10%. Страховщики с позицией суда категорически не согласны.

 

5. Минтранс разработал долгожданный проект «Правил проведения независимой технической экспертизы автомобиля, пострадавшего в ДТП». Документ был опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения.

 

6. Минфин выступил за развитие электронных продаж, запретив, однако, продавать через Интернет ОСАГО. Посредников к электронным продажам не допустили.

 

Источник: Википедия страхования