или

«Отбить» страховку

Автор: Workle Editor 22.11.2012 12:58

Искренняя любовь – это не про страховые компании. В России отношение к страховщикам, как к опостылевшей теще: на блины скрипя зубами еще заходим (оформляем ОСАГО и КАСКО, готовы обезопасить себя при оформлении ипотеки), но подкинет жизнь шанс огрызнуться – не спустим родственнице. 

 

 

В таких случаях говорят: заплатил деньги за полис – надо их «отбить». Автовладелец порой чуть ли не сам готов расковырять дверь машины гвоздиком, лишь бы страховщик ему компенсировал убыток. Как менять психологию населения? Своими соображениями делится вице-президент, глава департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании «Росгосстрах» Александр Мозалев.

 

 

ЗАКОН НЕ ПИСАН


- Александр Владиленович, в Госдуме принят в первом чтении законопроект, который видоизменяет уголовную статью о мошенничестве. Если он будет утвержден в нынешнем виде, то в статье о мошенничестве будет более детально прописаны составы преступления – в кредитовании, компьютерной информации, с платежными картами, в инвестиционной деятельности... Появляется отдельный пункт и о мошенничестве в страховании. Что это дает страховым компаниям?

– Акцентируется внимание на том, что страховое мошенничество – не менее опасный вид преступления, чем мошенничество в других экономических сферах деятельности.

- Почему суды жалеют страховых мошенников?

– Есть нюанс. Последние три года суды забиты исками против страховых компаний: клиенты высказывают претензии о невыплатах компенсаций, об их размерах, о сроках выплат и так далее. Думаю, у судей накапливается негатив против страховых компаний. Поэтому когда приходит дело, где потерпевшей выступает страховая компания, судья говорит: ну, один раз и бог с ним...

ПОХОРОНИ СЕБЯ. И ОЗОЛОТИСЬ

- Насколько широко распространено мошенничество на страховом рынке?

– По экспертным оценкам, в мире 15−20% заключенных договоров оказываются мошенническими. В России по некоторым видам страхования объем преступлений достигает 30−40% (таким как автострахование), по другим не превышает 20%. Думаю, в среднем объем мошенничества в страховой сфере у нас составляет 20−25%.

- Почему так много: в автостраховании до 40%?..

– В эту цифру входит, в том числе, и бытовое мошенничество. Страхуешь машину по КАСКО, не всегда вовремя замечаешь появление новых царапин, сколов... Но когда приходишь в страховую компанию, то все повреждения стараешься заявить в одно дело. Вроде мелочь, но по факту это преступление.


Причем, суды даже способствуют повышению уровня преступности. Так, Верховный суд недавно обязал страховую компанию компенсировать материальный ущерб автомобилисту, который оставил в автомобиле не только ключи, но и ПТС, который ни один нормальный водитель с собой в машине не возит. До сих пор страховщики это считали уловкой людей, которые инсценируют кражу своего авто.

- Какие свежие тенденции в мошенничестве на страховом рынке?

– Активизировались мошенники в медицинском страховании, в страховании от несчастных случае. Если пять лет назад я даже не мог предположить, что в России люди сами себя будут хоронить, то сейчас такое происходит. У нас было два таких случая, другие страховые компании тоже фиксируют единичные факты подобных преступлений.

- Автострахование уже на протяжении многих лет считается лидером по уровню мошенничества на страховом рынке. Уровень преступности влияет на стоимость полиса?

– Обязательно. Один из лидеров по угонам – Мицубиси-Лансер, причем трехлетнего возраста. Поскольку на рынке сложился дефицит запчастей именно на эту модель. Преступники разбирают машину, запчасти выставляют на продажу. Поэтому и тарифы на страхование этих Мицубиси заоблачные.

- Часто сотрудники страховых компаний принимают участие в мошеннических схемах?

– В 80% случаев. На разных этапах: при заключении договора страхования задним числом, при оформлении страхового события, при осмотре повреждений – запись лишних деталей... Практически все профессиональные мошенники пытаются привлечь на свою сторону страховщиков. Потому что, не зная специфики работы страховой компании, с нее очень трудно получить какие-то «дивиденды».

- Почему в России высокий уровень мошенничества в страховании?

– История страхования в развитых странах насчитывает по 200−300 лет. У России она гораздо скромнее – фактически с 2003 года: дореволюционные традиции давно забыты, после 1918 года страхование не было бизнесом – в чем-то собесом, а в чем-то отъемом денег у населения. Поэтому и отношение к страхованию соответствующее. Опросы показывают, что обмануть страховую компанию для внушительной части нашего общества – не просто не зазорно, а своего рода вид доблести. Если в нормальной цивилизованной стране человек радуется, что за год у него ничего с застрахованным имуществом не произошло, потому что он платил за собственное спокойствие, то в России он готов чуть ли не сам нанести ущерб своему имуществу, лишь бы получить компенсацию от страховой компании. Люди должны понять, что если сосед обманул страховую компанию, то не гордиться, а морду бить ему нужно! Потому что из-за того, что он украл, вы лично заплатите за полис дороже.

- Как страховщики собираются снижать уровень мошенничества?

– Я думаю, что будут ужесточать меры против преступников и повышать тарифы, а платить за это придется потребителям.

 

Источник: АСН