Предполагается, что новый документ будет базироваться на трех основных принципах. Первый – государство должно убедиться, что страховщики готовы стать частью системы социальной защиты и гарантий; второй – защита прав потребителей; третий – развитие самой отрасли.
Генеральный директор «Ингосстраха» Александр Григорьев также высказался за доминирующее место потребителя в новой стратегии и добавил, что она должна быть в первую очередь направлена на развитие отрасли, а не на регулирование, как это было с предыдущим документом.
По словам Александра Григорьева, у нас в стране до сих пор не определена ни стратегия финансового рынка, ни его составляющих: пенсионного, фондового, страхового рынков. В цивилизованных странах страхование жизни – это самый большой источник долгосрочных финансовых ресурсов государства. В России он почти полностью отсутствует. Причины этого вполне понятны: население, слабо доверяющее государству, не желает страховаться на долгосрочную перспективу. Страховщики уже 10 лет бьются за то, чтобы государство хотя бы обратило внимание на рынок страхования жизни.
До сих пор на российском розничном рынке сохраняется перекос в сторону автострахования. В 2011 году доля этого сегмента составляла порядка 70%. Доля прочих видов, связанных с банкострахованием, увеличилась до 20% (с 5% в 2005 году). Доля оставшихся видов (в том числе страхования имущества физических лиц, страхования выезжающих за рубеж, ДМС) оставалась неизменной (10−12%) на протяжении 7 лет. Структура рынка может существенно измениться под воздействием следующих факторов: введение налоговых льгот в страховании жизни, введение обязательного противопожарного страхования, развитие муниципальных программ страхования жилья.
Большие надежды страховщики связывают с законом об обязательном страховании перевозчиков, который вступает в силу с 1 января 2013 года. Однако, по мнению экспертов, объем рынка в этом сегменте будет несопоставим с другими рынками обязательного страхования и составит всего несколько миллиардов рублей.
Источник: АСН