Наши законодатели любят подкидывать сюрпризы, порой удивляя людей своей нелогичностью. На этот раз досталось ОСАГО и техосмотру. В порыве борьбы с недобросовестными автовладельцами, которые просто покупали виртуальные диагностические карты вместе с полисом и даже не думали ехать на реальное ТО, они решили закрутить гайки.
Наши законодатели любят подкидывать сюрпризы, порой удивляя людей своей нелогичностью. На этот раз досталось ОСАГО и техосмотру. В порыве борьбы с недобросовестными автовладельцами, которые просто покупали виртуальные диагностические карты вместе с полисом и даже не думали ехать на реальное ТО, они решили закрутить гайки. Зимой 2021 г. начались масштабные разработки нового порядка прохождения ТО. Тогда испугались все – и хозяева автосервисов, и водители. Но спустя некоторое время все переиграли и решили этот техосмотр вообще отменить. В итоге запутали окончательно.
Что же происходит сейчас и какие грядут перемены? На вопросы отвечает Филипп Булаков – специалист направления «Страхование” Workle.
1. С чего все началось – почему сначала правила техосмотра ужесточили и подняли всех на уши, а потом отменили?
Весной 2021 г., после заявлений нашего Правительства, автомобилисты и владельцы станций ТО готовились к ужесточению процедуры. Но перед запуском реформы премьер-министр М. В. Мишустин выпустил Распоряжение № 275 от 27.02.2021 о полугодовой отсрочке техосмотра (до 30.09.2021) для всех водителей, у кого он истекал. Это произошло в тот самый момент, когда большинство пунктов ТО уже вложили деньги в модернизацию под грядущие изменения.
Законодатели, видимо, поняли, что участники процесса просто не готовы к нововведениям. Предполагалось, что за эти 6 месяцев станции ТО закупят необходимое оборудование, доработают правовую базу, продумают нюансы и т.п.
Дальше события развивались еще интереснее – глава ГИБДД М. Ю. Черников рассказал о планах сделать техосмотр добровольным, ссылаясь на ПДД – в Правилах и так написано, что каждый автовладелец должен следить за состоянием своей машины. А обязательной оставить процедуру для коммерческого транспорта, а также автобусов и грузовиков массой более 3,5 тонн – согласно Венской конвенции. В Государственной Думе разработали соответствующий законопроект.
2. Что автовладельцам делать прямо сейчас – нужно ли проходить ТО для продления/получения полиса ОСАГО?
Нет, не нужно. В июле 2021 г. президент В. В. Путин подписал ФЗ №343, который фактически „отвязал” техосмотр от страхования. С 22.08.2021 полис ОСАГО можно оформлять без диагностической карты.
3. Но штрафы за отсутствие ТО будут приходить? Получается, сейчас все равно его прохождение обязательно, без привязки к ОСАГО?
Штраф за отсутствие техосмотра официально не отменяли. Более того, с 01.03.2022 он вырастет до 2 000 руб. Но взыскивать его можно с коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов. Простым языком – для легковых машин и частников сейчас штрафов нет.
4. Что будет после 30-го сентября, когда закончится срок действия диагностических карт, продленных Распоряжением № 275 от 27.02.2021?
Вероятнее всего, техосмотр окончательно сделают добровольным. Законопроект „Единой России” на эту тему уже одобрила правительственная комиссия во главе с вице-премьером М. Ш. Хуснуллиным. Осталось только доработать документ, и Дума нового созыва примет его в кратчайшие сроки.
5. Так отменят ТО полностью или нет? И когда это произойдет?
Согласно законопроекту, техосмотр для всех частных автомобилей перестанет быть обязательным. Но если авто меняет владельца (например, при продаже) и при этом его возраст больше 4 лет, ТО пройти все же придется. Получается, хозяевам новых машин вообще не нужно беспокоиться.
6. Как отмена ТО повлияет на стоимость полиса ОСАГО (может, водителям с ТО скидки будут давать)?
Сейчас страховщики полностью ушли от техосмотра – частные владельцы авто так и так обслуживают свои машины и следят за ними. Может, какие-то компании и введут бонусы за ТО, но официально этого пока никто не анонсирует. Страховые компании определяют стоимость в пределах значений, установленных Центральным Банком РФ, наличие или отсутствие ТО на нее не влияет.
7. С какими проблемами могут столкнуться автовладельцы без ТО?
Их могут не пустить за границу на машине без ТО, причем не только в Европу, где правила жестче, но и в страны Таможенного союза. Но сейчас это не особенно актуально – границы пока закрыты. В дальнейшем механизмы отработают – этот вопрос не останется без внимания в любом случае.
8. Что будет с пунктами ТО после его отмены. Если большинство из них закроются из-за ненадобности, не задерут ли оставшиеся цены до небес?
Закономерно, что количество станций ТО существенно сократится, а оставшиеся не будут успевать обслуживать коммерческий транспорт, для которого техосмотр остается обязательным, – мнение вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) А. В. Шапарина. Возможно, владельцы частных авто будут испытывать трудности: стоять в очередях, искать доступные станции ТО в соседних регионах. Цены вырастут – это очевидно.
Ну что же, мы надеемся, что завеса тайны над ситуацией с техосмотром хоть немного развеялась, а если у вас остались вопросы, задавайте их в
телеграм-чате по страхованию.