Законодатели считают, что закреплять ОСАГО за автомобилями изначально абсурдно, поскольку страховка распространяется именно на ответственность человека.
Однако, как отмечают в страховом сообществе, ничего абсурдного здесь нет, это не абстрактная ответственность человека, а прежде всего ответственность человека, связанная с эксплуатацией его автомобиля. Как известно, различия между автомобилями, в первую очередь по мощности двигателя, являются первичным и важнейшим фактором тарифообразующей составляющей страховки, которую никак нельзя отбросить.
Принцип построения тарифа с учетом мощности двигателя (в л. с. или кВт) уже несколько десятилетий используется в большинстве европейских стран. Чем мощнее транспортное средство, тем более значительный ущерб может быть им причинен. Как правило, автомашины с большей мощностью (за исключением спортивных версий) обладают и большими массами, а удар большей массы производит более разрушительные последствия при ДТП.
Не менее важно влияние степени уничтожения объекта на размер (ставку) страховой премии. Помимо технического тарифообразующего фактора (мощность, объем, масса) при расчете ставки премии применяются еще внешний фактор (территория преимущественного использования, климатические условия) и человеческий (возраст, водительский стаж, прохождение периода страхования), в некоторых странах он включает в себя пол водителя, его профессиональную принадлежность и др. Все эти факторы также играют большое значение в расчете тарифной ставки.
По мнению депутата Максима Шингаркина, повышать стоимость полиса для владельцев более мощных машин несправедливо: мощность не влияет на аварийность и не связана с ценой – новая женская микролитражка стоит гораздо дороже старого внедорожника. Мощность не влияет на частоту событий, однако она влияет на размер причиненного ущерба, возражают на это страховщики.
Есть еще один спорный момент. По мнению авторов законопроекта, при привязке к машине водитель может ее продать и за ним никакой истории не будет числиться. Но за рубежом (а также в ряде страховых компаний в России) в автостраховании уже используется или может быть использована система, при которой владелец при покупке новой автомашины получает соответствующую скидку или надбавку в зависимости от результатов езды на старой автомашине.
Депутат Ярослав Нилов уверен, что, обладая личным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любой машиной, которая находится у него в собственности. Но в ряде европейских стран этот вопрос уже давно решен путем применения «сменного номера», т. е. выдается один регистрационный номер на две или три машины, а премия рассчитывается как средняя, однако полис все равно привязывается к конкретным двум-трем автомашинам, с учетом технических параметров, на базе которых рассчитывается страховая премия.
Изменения в том виде, в котором они предлагаются, облегчат жизнь семьям, владеющим сразу несколькими транспортными средствами. Что же касается семей, имеющих одну машину, то, по мнению самих депутатов, здесь, возможно, будет перерасход средств. По мнению ведущих специалистов ряда страховых компаний и специалистов РСА, новые подходы, если они будут включены в закон об ОСАГО, могут привести к значительному повышению стоимости страхования для семей, имеющих одну машину.
Источник: АСН