Как сообщил на конференции «Рынок розничного страхования: цена доверия» замгендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев, «быстрый рост взносов в розничном сегменте обеспечат в первую очередь темпы роста объемов розничного кредитования».
При существенном падении цен на нефть и ослаблении курса рубля, а также если проблемы с ликвидностью перерастут в кризис в банковском секторе, темпы прироста взносов по розничному страхованию составят 10−12%, а их совокупная величина не превысит 345 миллиардов рублей, отметил Самиев.
По сравнению с рынком в целом, розничный сегмент будет расти быстрее при реализации оптимистического сценария и сильнее замедлится в случае пессимистического сценария. Даже с началом кризиса стабильность корпоративного сегмента страхового рынка будет поддерживаться за счет введения обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов.
ДВА БИЛЕТА В ТЕАТР
По оценке «Эксперт РА», несмотря на рекордное значение рынка страховой розницы в 2011 году и существенный скачок в развитии инфраструктуры, удельный вес расходов населения на страхование сокращается. Доля расходов на страхование в совокупных доходах населения в 2011 году составила 0,88%, что ниже докризисного уровня (максимум приходится на 2007 год – 1,07%).
В среднем в 2011 году житель России потратил на страхование 2163 рубля, что равносильно, например, двум билетам в театр или проезду в плацкартном вагоне из Москвы в Сочи. Страховые компании работают в условиях, когда спрос увеличивается лишь вслед за ростом продаж автомобилей и объемов выданных кредитов. На сегодняшний день наиболее популярный сегмент розничного страхования – автострахование, его доля составляет 70%.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНИ
Существенный рост доли расходов населения на страхования возможен лишь в случае накопительного страхования жизни. В 2011 году с покупкой Сбербанком страховщика жизни появились предпосылки для развития страхования жизни в России. Во-первых, Сбербанк обладает мощным лоббистским ресурсом, который он может использовать для поддержки введения налоговых льгот. Во-вторых, Сбербанк имеет огромную клиентскую базу и большой кредит доверия со стороны населения. Задержать развития накопительного страхования жизни может новый виток кризиса.
И ПОСЛЕДНИЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ
В 2011 году пятерка крупнейших страховщиков в рознице осталась неизменной по сравнению с 2010 годом. В нее входят «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», СГ «МСК» и ВСК. Но за этой стабильностью скрываются резкие перестановки на более низких местах ренкинга.
В 2011 году заметно усилились рыночные позиции компаний, связанных с банками, что привело к снижению уровня концентрации рынка страхового ритейла. Кроме того, в среднесрочной перспективе ожидается также усиление рыночных позиций кэптивных компаний.
Показатели деятельности розничных страховщиков |
|||||
N,11 |
N,10 |
Название |
Взносы, млн руб |
Темп прироста |
Уровень выплат,% |
1 |
1 |
ГК «РОСГОССТРАХ» |
65 425 |
12,9 |
47,8 |
2 |
2 |
ОСАО «РЕСО-Гарантия» |
29 396 |
25,4 |
55,1 |
3 |
3 |
Группа «Ингосстрах» |
26 832 |
25,6 |
58,4 |
4 |
4 |
ОАО СГ «МСК» |
15 911 |
8,4 |
68,6 |
5 |
5 |
СОАО «ВСК” |
15 152 |
22,5 |
59,4 |
6 |
8 |
ООО СК „Согласие“ |
14 560 |
62,7 |
62,0 |
7 |
6 |
Группа „Альянс“ |
13 900 |
23,8 |
54,5 |
8 |
7 |
СГ „АльфаСтрахование“ |
11 686 |
21,5 |
33,5 |
9 |
9 |
Группа „Дженерали ППФ“ |
10 737 |
32,0 |
3,5 |
10 |
10 |
Группа „Ренессанс Страхование“ |
9 896 |
26,4 |
30,6 |
11 |
11 |
ЗАО СГ „УралСиб“ |
7 538 |
10,7 |
71,4 |
12 |
12 |
СГ „Югория“ |
6 687 |
29,3 |
62,4 |
13 |
18 |
ГСК „Русский стандарт“ |
5 629 |
112,8 |
1,2 |
14 |
13 |
ООО СК „Цюрих“ |
5 053 |
5,4 |
63,1 |
15 |
14 |
СГ „МАКС“ |
4 952 |
18,7 |
60,5 |
16 |
15 |
ЗАО СК „АЛИКО“ |
4 839 |
34,1 |
17,5 |
17 |
16 |
ЗАО „ГУТА-Страхование“ |
4 639 |
41,8 |
55,4 |
18 |
22 |
Группа страховых компаний „СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование“ |
3 363 |
81,4 |
1,6 |
19 |
17 |
ООО СК „ВТБ Страхование“ |
2 896 |
-3,7 |
43,9 |
20 |
21 |
ОАО САК „Энергогарант“ |
2 230 |
16,1 |
56,3 |
Источник: ПРАЙМ