или

ОСАГО-2015: убытки страховщиков и резкое подорожание ремонта

Автор: Workle Editor 26.12.2014 19:32

Gudok.ru изучил изменения на рынке автострахования, которые ждут водителей и страховые компании.

 

Президент РСА Павел Бунин сообщил Gudok.ru, что в текущей экономической ситуации в начале 2015 года ожидается значительный рост средней выплаты по ОСАГО, что обусловит ощутимую убыточность этого сегмента страхования.

     

По оценке Союза автостраховщиков, ежегодная инфляция и повышение цен на автомобили привели к тому, что выплаты автовладельцам растут катастрофическими темпами. Причём ситуация обострилась после распространения на ОСАГО действия закона о защите прав потребителей, что привело к существенному росту судебных издержек страховых компаний и резкому скачку убыточности.

 

Ещё до начала реформ и при относительной стабильности курса национальной валюты только за первые семь месяцев года сумма средней выплаты по ОСАГО в РФ выросла на 23% и превысила планку в 33 тыс. рублей.

 

В 2014 году сразу несколько крупных компаний полностью свернули розничные продажи. Согласно данным РСА, в 2014 году из членов РСА была исключена «Защита-Страхование» и добровольно вышли «Цюрих – Надёжное страхование» и «Экспресс Гарант». В настоящее время членами РСА являются 105 страховых организаций (99 действительных членов и шесть членов-наблюдателей).

 

В 2015 году страховщики получат убытки по ОСАГО в 69 регионах. В 2013 году деятельность страховщиков по ОСАГО была убыточной в 23 регионах. В четырёх регионах – Камчатском крае, Амурской, Ульяновской и Мурманской областях – убыточность превышает 120% (то есть компания тратит на бизнес по продаже полисов ОСАГО на 20% больше, чем собирает в виде премии). В 2015 году ситуация может значительно ухудшиться: коэффициент убыточности в 69 регионах страны превысит 100%, в 38 регионах – 120%, а в четырёх регионах превысит 160%. В частности, в Камчатском крае убыточность ОСАГО для страховых компаний может составить в следующем году 191%! (Расчёты сделаны с учётом планируемого повышения лимита выплат по жизни и здоровью с 1 апреля 2015 года).

 

Страховая отрасль тесно взаимосвязана с финансовой системой государства, и любые колебания в этой системе значительно отражаются на страховом рынке. Покупательская способность у граждан снизится, особенно по добровольным видам страхования, из-за снижения доходов. Если в 2013 году рост страхового рынка в целом по РФ составлял около 14%, то в 2014 году – 6%. В 2015 году рост прогнозируется также на уровне 6% По мнению председателя РСА, существует лишь один способ оживить рынок: сделать тарифы ОСАГО адекватными и привлекательными для участников рынка.

 

С целью решения основных экономических проблем уже с 1 января 2015 года страховые компании начнут подключаться к единой базе данных по договорам добровольного автострахования (КАСКО и ДСАГО) и загружать в неё данные по всем договорам и убыткам. По словам Павла Бунина, имея доступ к полной страховой истории, страховщики смогут предлагать клиентам более справедливые тарифы, учитывающие данные об аварийности в предыдущие периоды.

 

На протяжении всего 2014 года РСА вёл активную работу по совершенствованию единой автоматизированной информационной системы ОСАГО – АИС РСА. Сегодня она успешно функционирует и продолжит активно развиваться в 2015 году.

В ближайшем будущем автовладельцев ждёт ещё одно новшество – электронный полис, который позволит избавиться от бумажной волокиты. Причём возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, согласно закону, должна появиться с 1 июля 2015 года. «Постепенное внедрение электронного полиса неизбежно, но в то же время бумажные полисы будут продаваться до тех пор, пока в них будет необходимость», – добавил президент РСА.

 

Однако самым важным и значимым проектом союза в этом году стал запуск работы по справочникам средней стоимости запчастей и нормо-часа работ в рамках единой методики расчёта расходов на восстановительный ремонт. С начала декабря расчёт ущерба после ДТП производится именно по единой методике, утверждённой Центробанком РФ и разработанной с помощью РСА. Методикой должны пользоваться как независимые оценщики, так и эксперты страховых компаний, на неё необходимо опираться при проведении судебных разбирательств.

 

Один из ключевых элементов новой методики – единый справочник стоимости материалов, запчастей и нормо-часов, ознакомиться с которым может любой желающий на сайте РСА.

 

В нём указаны усреднённые цены на большинство запчастей для автомобилей в разных регионах России (всего около 47 млн наименований) с учётом возраста автомобиля и его пробега, а также средняя цена нормо-часа по каждой марке. По идее методика должна исключить расхождения в расчёте калькуляции ущерба при ДТП и резко снизить, а то и остановить вал судебных разбирательств между участниками дорожных конфликтов.

 

Примечательно, что ряд дилерских сетей ещё до пиковых падений курса рупип анонсировал увеличение стоимости нормо-часа с января 2015-го. Параллельно растёт и стоимость запчастей: на начало декабря 2014 года средняя разница между ценами на запчасти в справочнике РСА и прайс-листах официальных дилеров составляла примерно 60%. А ведь ближе к концу месяца многие запчасти, особенно импортного производства, успели дополнительно подорожать в связи с обвалом национальной валюты.

 

Подводя итоги уходящего года, президент РСА Павел Бунин отметил, что 2014 год стал одним из наиболее сложных периодов в истории ОСАГО для всех участников рынка и в то же время положил начало серьёзным переменам в страховой отрасли.

 

Елена ГУМАНЮК


Источник: 711.ru

Комментарии (1)

Алла Алексеева 29 декабря 2014, 12:20

Похоже, многим придется просто отказаться от машины. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой – нужно резко увеличивать мощность общественного транспорта.

Пожаловаться