Средняя стоимость добровольного полиса автострахования росла у всех российских страховых компаний в течение года, однако в последние месяцы полисы добровольного страхования стали дорожать ещё быстрее. Сами страховщики утверждают, что на ценообразование сильно повлияла ситуация с курсом рубля, в связи с которой прогнозируется скачок цен на запчасти и ремонт.
В «АльфаСтраховании» отмечают, что с начала года происходит значительное увеличение тарифов на страхование автокаско. «Участники рынка приводят различные показатели роста, от 5 до 50%, в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса, – рассказал Газете.Ru руководитель управления андеррайтинга компании Илья Григорьев. – Официальная статистика показывает рост средней премии на 7% за девять месяцев 2014 года. Именно настолько увеличилась средняя стоимость полисов КАСКО в крупнейших российских компаниях на рынке автострахования. Средний тариф при этом возрос с 4,71 до 5,12%».
По словам собеседника, на подорожание полисов КАСКО во многом оказала влияние макроэкономическая ситуация: повысилась номинальная стоимость запчастей на иномарки, а также поведение людей: экономическая неопределённость заставила клиентов чаще заявлять повреждения, которые они раньше игнорировали.
«В кризис люди всегда стремятся обновить свои автомобили за счёт страховых компаний, то же самое происходит и сейчас, – пояснил Григорьев. – Такое поведение увеличивает частоту заявлений о ДТП и, как следствие, общий объём выплат по КАСКО».
Кроме того, отмечает Григорьев, отдельные решения и разъяснения высших судебных инстанций привели в последнее время к тому, что страховщики всё чаще стали выплачивать компенсации за угоны автомобилей без представления клиентами комплектов ключей и оригиналов документов. «Мы стали платить за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируем утрату товарной стоимости, – уточняет собеседник. – Участились случаи мошенничества».
Эксперт подчёркивает, что в текущей ситуации отдельные участники рынка либо сократили продажи полисов в определённых городах, либо вовсе прекратили страховать по КАСКО из-за экономической нецелесообразности.
«Сейчас рынок находится в ситуации крайне высокой степени неопределённости, поэтому точные прогнозы относительно дальнейшей динамики тарифов делать достаточно сложно, – заявил Григорьев. – По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе такого значительного повышения тарифов, как с начала года, на рынке в целом больше не предвидится. Валютный риск реализуется, и, как следствие, произойдёт ещё небольшая коррекция тарифов, возможно повышение процентов на десять в начале 2015 года».
Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов выделяет те же причины подорожания КАСКО – стабильный рост числа судебных исков, а также ситуацию с обесценением рубля. «За последние полтора месяца мы уже два раза поднимали стоимость КАСКО, оба раза примерно на 7%, – рассказал Газете.Ru Иванов. – Если курс рубля будет падать и дальше, то повышение стоимости этого вида автострахования неизбежно. Однако стоит отметить, что нашим постоянным клиентам, которые ездят без аварий, мы и сейчас, и в дальнейшем будем предоставлять скидки на добровольное автострахование».
По словам собеседника, затраты на запчасти составляют в среднем 70% от общей стоимости ремонта автомобиля.
«Пока растут цены только на ремонтные работы, но с нового года существенно возрастёт стоимость запчастей, – пояснил Иванов. – Но КАСКО растёт в цене уже сейчас, поскольку договор заключается на год вперёд».
Директор центра андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов приводит другие цифры роста стоимости добровольного автострахования.
«В страховой компании „Согласие“ в среднем тарифы по КАСКО выросли на 20−25%, – рассказал Газете.Ru Кузнецов. – Как и в целом по рынку».
Эксперт также отмечает, что текущая ситуация с курсом валют делает рынок КАСКО нестабильным и непредсказуемым. «Ожидаются падение продаж новых авто и рост их стоимости, соответственно, уменьшится доля страхования. Однако сейчас точно оценить последствия влияния этого на рынок КАСКО сложно. Безусловно, тарифы будут расти по полному КАСКО, но, с другой стороны, появятся продукты с неполным покрытием, так называемые экономпродукты, которые будут обходиться клиентам дешевле», – считает эксперт.
По мнению главы Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, цены на КАСКО в России сейчас сильно завышены.
«Добровольное страхование автомобиля у нас стоит значительно больше, чем в европейских странах, – рассказал Газете.Ru Тюрников. – Сами страховщики объясняют это тем, что и уровень аварийности, и тяжести ДТП в России выше. Но не только это обстоятельство влияет на стоимость КАСКО, но и тот факт, что комиссия страховых агентов у нас доходит до 50% стоимости полиса. Разумеется, за это платит в итоге потребитель».
Эксперт уверен, что в следующем году страховым компаниям придётся работать в тяжёлых условиях, что вынудит их пересмотреть свою политику.
«Страховщики научились хорошо продавать только навязанное страхование, например то же обязательное КАСКО на купленный в кредит автомобиль, – поясняет Тюрников. – Но сейчас банки уже не будут так охотно давать автокредиты, поэтому страховым компаниям придётся учиться продавать свои услуги заново, показывать клиентам все преимущества добровольного страхования».
Источник: Insurance-info