В IV квартале 2014 года темпы прироста страховых взносов составили 8−9%. Таковы данные исследования рейтингового агентства «Эксперт РА». Согласно ему, повышение тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и рост взносов по страхованию жизни не дадут снизиться объёмам рынка в 2015 году. Однако надолго этого не хватит: источников для долгосрочного роста еще не появилось. И здесь без активных мер со стороны государства не обойтись. В противном случае коллапс на рынке страхования неизбежен.
Кризис на рынке страхования: всё только начинается
Ни для кого не секрет, что рынок страхования переживает не самые лучшие времена. И причин тому несколько. «Одной из них является принятие ряда законодательных норм, освобождающих от принудительного навязывания дополнительных страховых услуг, к примеру при выдаче кредита или оформлении ОСАГО», – пояснила «МК» руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова.
Налицо также снижение потребительских доходов, которое выливается в сокращение расходов на личное страхование, а также на более дорогостоящие продукты, как, например, КАСКО.
Кроме того, в предыдущие годы рынок страхования рос в основном за счёт объёмов. «Но массовое привлечение клиентов в сегменте ОСАГО привело в конечном итоге к столь же масштабным убыткам и заставило компании сокращать выдачу полисов», – продолжает Самойлова.
Впрочем, на рынке страхования в последнее время началось замедление негативных тенденций. Согласно данным «Эксперт РА», квартальные темпы прироста взносов стабилизировались на уровне инфляции – 8−9%. Для этого страховщики активно искали пути выхода из кризисной ситуации – повышали качество урегулирования убытков, выводили на рынок новые продукты по страхованию жизни, а также развивали продажи некредитных продуктов через банки.
Однако, как утверждают эксперты, улучшение ситуации на страховом рынке – временное явление: если не принять экстренных мер, владельцы компаний начнут искать выход из бизнеса.
«Стагнация однозначно продолжится в российской экономике в целом, в особенности в сферах, связанных так или иначе с финансами. По страховому рынку можно ожидать, что объёмы сборов составят в 2015 году не более 1,1 трлн рублей, общий рост рынка будет менее 10%. Связано это в первую очередь с тем, что сокращается авторынок и, как следствие, сокращаются сборы по КАСКО и ОСАГО. В целом же положение страховых компаний в ближайшие 3−4 квартала будет оставаться очень тяжёлым, источники фондирования значительно сократятся», – прогнозирует управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута.
Как отмечают аналитики «Эксперт РА», повышение тарифов по ОСАГО и рост взносов по страхованию жизни не дадут рынку упасть в будущем году. Но и этого будет недостаточно.
«Для преодоления кризиса на страховом рынке нужны активные меры со стороны государства – своевременная корректировка условий обязательного страхования, создание требований к надёжности страховщиков в социально значимых видах страхования, а также введение налоговых льгот в страховании жизни», – считают аналитики «Эксперт РА».
Страховщики видят спасение только в правильных решениях ЦБ
Возлагают страховщики надежду прежде всего на пересмотр тарифов по ОСАГО. Напомним, ещё раз увеличить параметры автогражданской ответственности Банк России намерен в апреле будущего года.
Ранее Центробанк в октябре увеличил на 23−30% базовый тариф, который до этого ни разу не пересматривался. По словам экспертов, благодаря повышению суммы страховки удалось избежать коллапса на рынке «автогражданки».
«Если бы этого не было сделано, – считает глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы Александр Коваль, – рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».
Как отмечает управляющий партнёр Akteon Asset Management Андрей Кинякин, «в случае неповышения тарифов рентабельность „автогражданки“ была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107−109%».
Тем не менее проблема убыточности ОСАГО остаётся по-прежнему актуальной.
Увеличение стоимости страховки помогло повысить рентабельность страховых компаний, но ненамного. За первые шесть месяцев этого года она не превысила 2,5%. По мнению экспертов, необходимо и дальше повышать тарифы.
Как сообщил в октябре заместитель начальника отдела департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков, в 2015 году тарифы увеличатся. Правда, насколько подорожает страховка, представитель ЦБ не сказал. Он лишь объяснил, с чем будет связан рост. Дело в том, что с 1 апреля в следующем году будут увеличены размеры страховых выплат людям, которые становятся пострадавшими в результате дорожно-транспортного происшествия. В среднем выплаты для них увеличатся с сегодняшних 160 тыс. рублей до 0,5 млн.
Напомним, тарифы ОСАГО повышались в середине октября почти на 30%. Тогда максимальный лимит выплат по имуществу вырос со 120 тыс. до 400 тыс. рублей.
«Самым важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда будет увеличен тариф по ОСАГО. Он вырастет ещё раз. Это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле, что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, страховщики не будут уходить», – прогнозирует Коваль.
«По сути, сейчас страховщики возлагают надежды только на ЦБ. Причём ожидания страховых компаний от мегарегулятора значительно выше, чем у исторически подпадающих под его надзор банков. Регулятор сейчас готовит большое количество кардинальных новшеств для страхового рынка – и почти все их планируется ввести быстро и резко. Однако, несмотря на то что страховщиков несколько пугают эти новации, они верят, что мегарегулятор знает, что делает, и если кто-то и может спасти сейчас отрасль – то это ЦБ», – считает генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.
Действительно, сейчас к ЦБ апеллируют все кому не лень. Так, страховщики надеются, что, несмотря на то что в этом году не удалось запустить новации, которые бы серьёзно изменили их жизнь к лучшему, то уж в следующем году ЦБ сможет дать рынку новый импульс. Более того, именно положительную роль мегарегулятора многие страховые компании сейчас закладывают в свои планы на следующий год.
Другими словами, только правильные действия и поддержка ЦБ – единственное, что сейчас даёт надежду большинству страховщиков. «В этом году мы проведём традиционный опрос топ-менеджеров страховых компаний относительно их прогнозов по рынку в целом и по их компаниям. Традиционно прогнозы по компаниям оказываются на 10−20% лучше прогнозов по рынку – руководители считают, что владеют „секретом счастья“. То, чего лично я боюсь больше всего, – что в этот раз традиция нарушится. Если прогнозы топ-менеджеров относительно своих компаний и рынка совпадут и будут негативными, то это будет означать, что страховщики уже утратили веру в будущее рынка. Искренне надеюсь, что это не так», – говорит Самиев.
Между тем, по данным исследовательского холдинга «Ромир», 70% российских автовладельцев положительно относятся к недавним и грядущим реформам ОСАГО. В первую очередь они согласны с новыми лимитами выплат по здоровью, жизни и имуществу.
При этом 60% автомобилистов выступают за дальнейшее увеличение страховых выплат, даже если для этого потребуется корректировка тарифа. 28% опрошенных предлагают открыть больше пунктов оформления ОСАГО в их регионах, а 12% считают, что «автогражданку» следует и вовсе отменить.
Разный взгляд у россиян и на то, что стало причиной трудностей на рынке автострахования. 55% винят в них «рост числа машин и, как следствие, автотрафика, рост числа аварий». На втором месте – 53% – «автоюристы, которые пользуются несовершенством законодательства». Далее следуют «недостатки в работе страховых компаний», «общий финансовый кризис в стране», ещё 34% никакого кризиса в ОСАГО на себе не ощутили.
Страхование жизни – затухающий драйвер рынка
В сложных экономических условиях страховщики продолжают искать новые точки роста отрасли. И в качестве одного из них игроки рынка обозначают продвижение некредитных продуктов страхования жизни через банки.
Статистика последнего года показывает, что доля кредитного страхования в объёме сборов страховщиков жизни уменьшается, в то же время растут доли накопительного и инвестиционного страхования жизни.
По словам самих страховщиков, «рынок кредитования оказывает им большую услугу – прививает российскому среднему классу культуру финансового планирования, которая является фундаментом накопительного страхования жизни». Банковский заёмщик с хорошей кредитной историей сегодня – это потенциальный клиент по накопительному страхованию жизни завтра. И в нынешних условиях геополитической напряжённости и макроэкономической нестабильности у граждан появляются новые стимулы для обращения к этому продукту.
У наших соотечественников меняются приоритеты – с массового потребления акценты смещаются к сбережению и защите личного капитала. Кроме того, в период нестабильности растёт ценность страховой защиты здоровья: под давлением стресса и депрессии люди чаще болеют, увеличивается количество несчастных случаев.
Однако не всё так просто. Ключевой проблемой рынка страхования жизни остаётся отсутствие долгосрочных источников роста – налоговые льготы до сих пор не введены. «Сегмент потенциальных клиентов в этом виде страхования достаточно узок, насыщение рынка страхования жизни с инвестиционной составляющей произойдёт уже к середине 2015 года», – прогнозируют аналитики «Эксперт РА».
Впрочем, пока активных мер со стороны государства не наблюдается, страховщики самостоятельно пытаются развить рынок страхования жизни. Так, например, активизировалась деятельность Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) по развитию сегмента. Страховщики жизни активно выводят на рынок новые продукты, в том числе с инвестиционной составляющей, интересные потребителям, что позволяет поддерживать достаточно высокие темпы прироста взносов. Начала формироваться новая для российского рынка модель продаж накопительного страхования жизни – через банки.
По словам экспертов, для начала использования возможностей страхования жизни как источника «длинных денег» необходимо выполнить несколько мер. Во-первых, ввести налоговые льготы по накопительному страхованию жизни на срок более пяти лет. Во-вторых, создать правовые основы для инвестиционного страхования жизни, в том числе возможность формирования вторичного рынка. Также необходимо расширить перечень услуг, предоставляемых в рамках страхования жизни, и комбинировать их с другими видами страхования, как, например, с медицинским.
Источник: Insurance-info