Как выяснили «Известия», в январе – сентябре 2014 года число россиян, получивших выплаты по ОСАГО, сократилось сразу на 10% – с 2 млн до 1,8 млн. Такое снижение стало первым с момента существования ОСАГО в России, то есть с 2003 года. Это следует из исторической и актуальной статистики Российского союза автостраховщиков за девять месяцев 2014 года, которая есть в распоряжении «Известий».
При этом количество ДТП, по данным госавтоинспекции, за тот же самый период сократилось всего на 1,2%, и страховщики не отмечают роста числа европротоколов, когда на место ДТП не выезжают гаишники. Кроме того, количество застрахованных автомобилистов за январь – сентябрь 2014 года выросло на 363 тыс. до 31,745 млн человек. Опрошенные «Известиями» эксперты объясняют это парадоксальное расхождение тем, что страховщики закрыли центры урегулирования убытков в ряде регионов, которые являются невыгодными для них, – и клиентам стало попросту затруднительно добраться до страховщика и получить компенсацию. При этом сами представительства страховщиков формально не закрывались: по закону об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе свой филиал.
По мнению гендиректора организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» Николая Тюрникова, статистика показывает недобросовестное поведение страховых компаний в регионах.
– В течение последнего времени крупные компании повально переносили центры урегулирования за сотни километров от региональных центров. То есть, например, что они делали? Закрывают, скажем, центр урегулирования убытков в Красноярске и говорят гражданам – отправляйтесь за 400 км, туда, где он есть. Это и есть те 10% граждан, которые просто не доехали до страховщика и не смогли получить компенсацию, – убеждён Тюрников.
Аналогичного мнения придерживается лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
– В 2014 году многие страховщики выводили свой бизнес из регионов, так что вполне очевидно, что многие граждане в этих местах остались без выплат по ОСАГО, – сказал он.
Кроме того, как писали «Известия», по данным Центробанка, географическая недоступность центров урегулирования вошла этим летом в тройку самых популярных жалоб автомобилистов на страховщиков.
Большинство опрошенных страховщиков отказались либо затруднились прокомментировать эту тенденцию, но в Российском союзе автостраховщиков (РСА) косвенно подтвердили процесс закрытия страховщиками нерентабельных подразделений.
– Ежегодная инфляция и удорожание российского автопарка в целом приводит к тому, что выплаты страховщиков растут катастрофическими темпами, – говорят в пресс-службе РСА. – На рынке сейчас сложилась ситуация, в которой многие компании не готовы работать. На сегодняшний день более 30 регионов в России являются убыточными по ОСАГО. В некоторых субъектах уровень выплат значительно превышает 100%, и число таких регионов постоянно растёт. За последний год несколько крупных компаний полностью свернули розничные продажи.
Действительно, на выплаты по ДТП страховщики потратили 63,3 млрд рублей, и это на 12% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В 2014 году рост рынка ОСАГО замедлился: если за январь – сентябрь 2013 года он увеличился на 10,5%, то за аналогичный период этого года вырос на 7%. В денежном выражении страховщики собрали премий за девять месяцев 105,5 млрд рублей против 98,3 млрд рублей за 2013 год. Наиболее явная тенденция – резкий рост средней премии по страховому полису и средней выплаты по урегулированной аварии. За девять месяцев средняя величина страховой премии (по прилагаемому списку топ-25 страховщиков ОСАГО) поднялась с 3,2 тыс. рублей в прошлом году до 3,5 тыс. рублей в нынешнем (+9%). Средняя выплата по ДТП за январь – сентябрь выросла в годовом выражении с 27,7 тыс. рублей до 32,6 тыс. рублей (+18%, то есть темпы вдвое больше, чем по росту взносов). Страховщики видят потенциальные угрозы для своего бизнеса.
– На увеличение размера средней выплаты влияет комплекс факторов, но главным образом – рост стоимости ремонта, – говорит зампредседателя правления «СОГАЗа» Дамир Аксянов. – Увеличение стоимости запчастей на иномарки в результате падения курса рубля напрямую отражается на объёме страховых выплат. В дальнейшем мы ожидаем, что рост размера средней выплаты продолжится в связи увеличением лимита выплат по «железу», расширением Европротокола (верхний лимит с октября 2014-го поднят с 25 тыс. до 50 тыс. рублей; для автомобилей с ГЛОНАСС-датчиками в Москве, Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области лимит повышен до 400 тыс. рублей. – «Известия») и другими нововведениями в закон об ОСАГО. По оценкам независимых экспертов, в связи с повышением лимита выплат по «железу» до 400 тыс. рублей уровень убыточности в ОСАГО увеличится ещё на 20−25%. В ближайшей перспективе он может достигнуть 85%.
Крупнейшим игроком рынка ОСАГО остается «Росгосстрах», по сравнению с прошлым годом его сборы увеличились на 10,9 млрд рублей, до 36,6 млрд. Вторая компания рынка «автогражданки» – «РЕСО-Гарантия» – за этот год увеличила поступления от ОСАГО на четверть, до 11,9 млрд рублей. Третью ступень самых успешных продавцов полисов занимает компания ВСК (5,8 млрд рублей поступлений), поднявшаяся с прошлогодней пятой позиции.
В то же время у ряда страховщиков суммы выплат по ДТП критически приблизились либо значительно превысили суммы поступлений по ОСАГО. В зоне риска оказались компании «АльфаСтрахование», МАКС, «Альянс», «Цюрих», МСК, «Гута-Страхование». Как никогда ранее заметно, обозначился перевес в пользу двух лидеров рынка ОСАГО («Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия»), которые суммарно собирают почти половину всех премий. Впрочем, в страховом сообществе не видят в этом какой-либо угрозы.
– На сегодняшний день говорить о конкуренции на рынке ОСАГО не очень корректно: если раньше большинство страховщиков боролись за долю рынка ОСАГО, то сейчас, наоборот, многие компании всеми силами стараются сокращать своё присутствие в этом сегменте, – убеждён Дамир Аксянов.
В российском подразделении немецкой страховой компании «Альянс», у которой за этот год выплаты превысили поступления практически на 1 млрд рублей, ещё более критично отнеслись к работе с ОСАГО.
– В этом году компания приняла решение сконцентрировать свою деятельность на других линиях бизнеса, таких как корпоративное страхование имущества и ответственности и ДМС, где СК «Альянс» демонстрирует высокие результаты. Одновременно с этим происходит сокращение объёмов моторного бизнеса, включая ОСАГО. Однако, разумеется, мы продолжаем осуществлять выплаты по действующим договорам. Но, поскольку поступления по новому бизнесу сокращаются, разрыв между премиями и выплатами увеличивается. Но это осознанный шаг, продиктованный новой стратегией, – отметил Николаус Фрай, гендиректор СК «Альянс».
Большинство страховщиков заявляют об убыточности ОСАГО.
– Ситуация на рынке в последние несколько лет продолжает ухудшаться из-за постоянного роста убыточности этого вида страхования. Рентабельность автостраховщиков снижается, и недавно принятые поправки в закон об ОСАГО лишь усугубят положение. ОСАГО – в значительной степени социальный вид страхования, поэтому страховщики, пожалуй, не вправе настаивать на высокой маржинальности этого вида бизнеса. Но дело в том, что сейчас ОСАГО в ряде регионов откровенно убыточно, – говорит Дамир Аксянов. – Для того чтобы выправить экономику ОСАГО, базовые тарифы, согласно актуарным расчётам, уже с октября этого года необходимо было увеличивать на 64−68%, в то время как по принятым поправкам в реальности повышение составило 23−28%. На данный момент тарифы по ОСАГО требуют повышения примерно на 40%.
– ОСАГО ожидают новые потрясения, связанные с уходом с рынка страховых компаний либо сдачей ими лицензии ОСАГО, – отметила гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова. – В этом процессе я не вижу ничего положительного, так как, сколько бы компаний ни осталось, проблемы тарифов и «автоюристов», к сожалению, без дополнительных мер не исчезнут. Увеличение базовых тарифов на 23−30% несоизмеримо увеличению лимитов ответственности по имуществу более чем в 3,3 раза. Не принята во внимание сложившаяся годами убыточность по большинству регионов, размер убыточности которых колеблется от 120 до 200% от брутто-премий.
Следующий этап повышения тарифов ожидается весной 2015 года – к моменту вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм по жизни и здоровью.
Принципы коммерческой целесообразности этого бизнеса прописаны в самом законе об ОСАГО – так, страховые компании имеют право забирать с каждого полиса 20% от его стоимости: сюда уже заложена прибыль, расходы на ведение бизнеса и агентские гонорары. Ещё 3% отчисляются в фонд РСА на компенсационные выплаты автомобилистам, чьи страховщики обанкротились либо ушли с рынка «по-английски». Остальные 77% по закону страховщик обязан тратить на компенсационные выплаты по ДТП, но не израсходованные на компенсации излишки остаются у страховщика. В 2014 году, как и за все 11 лет существования ОСАГО, убытки по этому виду бизнеса, несмотря на все заявления страховщиков, так и не достигли критического уровня для бегства компаний с рынка. За девять месяцев 2014 года, по статистике РСА, на выплаты было потрачено лишь 60% (63,3 млрд рублей), оставшиеся 17% (17,9 млрд рублей) – это дополнительный доход, который страховщик может считать своим. Страховщики настаивают, что эффект выплат растянут во времени и считать эти деньги прибылью некорректно.
Источник: Insurance-info