Судя по предложениям, дороже страховка может стать для молодых и неопытных водителей из Ульяновска, Мурманска, Благовещенска и других регионов с высокой аварийностью. Сэкономить же на ОСАГО смогут опытные водители из крупных городов, владельцы мощных автомобилей.
Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центробанк (регулятор страхового рынка) проект новой методики расчёта полисов ОСАГО. Соответствующее письмо от имени президента РСА Павла Бунина направлено директору департамента страхового рынка ЦБ Игорю Жуку (есть в распоряжении «Ъ»).
Напомним, размер страховой премии ОСАГО рассчитывается умножением базового тарифа на серию повышающих или понижающих коэффициентов (прописаны в указании Банка России). РСА предлагает изменить в первую очередь территориальные коэффициенты. По словам главы РСА Павла Бунина, «складывается ситуация, когда отдельные категории водителей вынуждены переплачивать за полис ОСАГО, субсидируя более убыточные сегменты». В регионах с низкой аварийностью и убыточностью, по мнению РСА, коэффициенты можно снизить. К примеру, действующие коэффициенты для Москвы и Санкт-Петербурга – 2 и 1,8 – РСА предлагает уменьшить до 1,62 и 1,64 соответственно. А вот коэффициенты для городов Приволжского, Северо-Западного и Дальневосточного округов в РСА считают, наоборот, недостаточными: для Ульяновска, Североморска они должны быть увеличены на 80−90% (с 1,3−1,4 до 2,23), для Мурманска и Благовещенска – вдвое (с 1,4−1,7 до 2,72−2,88).
Второй блок предложений касается коэффициентов, связанных с мощностью двигателя: их РСА предлагает снизить на 10−35%. Выиграют владельцы машин с двигателем от 150 л. с.: для них страховка может стать дешевле на 35% (коэффициент 1,16 вместо 1,60). Для двигателей 120−150 л. с. экономия составит 30% (1,09 вместо 1,4). Владельцы машин с двигателем от 70 до 100 л. с. будут вовсе освобождены от повышающего коэффициента.
Кроме того, страховщики предлагают изменить коэффициенты возраста и стажа (КВС). Сейчас действуют четыре варианта: автовладельцы младше и старше 22 лет, со стажем вождения до трёх лет или более. Для самых опытных и возрастных водителей повышающий коэффициент не применяется. Предлагается такая схема: четыре варианта градации возраста (менее 25 лет, 25−32 года, 32−45 года, старше 45 лет) и шесть вариантов стажа (до года, 1−2 года, 2−4 года, 4−7 лет, 7−11 лет, более 11 лет). Впервые в КВС вводится понижающий коэффициент: если автовладелец старше 45 лет, страховка будет дешеветь по мере увеличения стажа вождения.
Предложенный пересмотр коэффициентов – попытка страховщиков компенсировать убытки, которых они ожидают в результате масштабной реформы «автогражданки»: запланировано существенное поэтапное увеличение лимитов выплат. Реформа обсуждалась правительством и страховщиками в течение нескольких лет, но долгое время не могла сдвинуться с мёртвой точки: страховщики настаивали на росте тарифов, однако Белый дом требовал сохранить цены на ОСАГО как социально значимый вид страхования. В итоге с 1 октября 2014 года базовый тариф был увеличен на 23%, однако в РСА его называют недостаточным и просят увеличить еще на 28%. Сложившуюся ситуацию господин Бунин называет «кризисом системы обязательного автострахования», который нужно преодолеть в том числе с помощью новых коэффициентов.
Если будут приняты предложения РСА, в выигрыше окажутся опытные водители из Москвы, Московской области, Петербурга, а также Нерюнгри, Якутского края, владеющие мощными автомобилями. К примеру, 50-летний москвич с опытом вождения 15 лет, владелец Ford Focus 2.0 (163 л. с.), сейчас платит за ОСАГО 7−8 тыс. рублей. По предлагаемой РСА схеме страховка ему обойдётся почти вдвое дешевле – 3,7 тыс. рублей. Если же речь идёт о 22-летнем жителе Мурманска с опытом вождения меньше года, владеющем Lada Priora (98 л. с.), который сейчас платит 9−10 тыс. рублей за страховку, то полис ему обойдётся в 18 тыс. рублей.
В страховых компаниях идею РСА поддержали. «Если говорить о территориальных коэффициентах, то в ряде регионов их повышение должно быть двукратным», – заявил «Ъ» руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. «Привязка коэффициента к аварийности – это справедливо. Для Москвы коэффициент давно было пора снизить, – согласен первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— А вот привязка к мощности – полная глупость, от которой надо отказаться. Гонять можно и на „Запорожце“, и на шестёрке». По его мнению, нужно в будущем привязать статистику по количеству нарушений конкретного водителя к стоимости полиса. «Ведь ОСАГО именно для профилактики нарушений и задумывался, но пока не работает», – заявил депутат.
Отметим, что РСА уже не в первый раз предлагает ЦБ повысить стоимость полисов. Судя по обновлённым с 1 октября тарифам, расчёты страховщиков регулятор пока не задействовал. Вот и в этот раз, по сведениям «Ъ», ЦБ планирует привлечь актуариев МГУ. В частности, проректор МГУ Игорь Котлобовский ещё при запуске ОСАГО в 2003 году принимал участие в разработке тарифов. По информации «Ъ», среди претендентов на экспертизу тарифов по ОСАГО значились и международные консультанты из фирмы Oliver Wyman, разработавшие вариант стратегии развития отрасли по заказу рынка в 2012 году. «В любом случае нельзя сказать, что предложения рынка регулятор не учитывает, там к любому анализу относятся внимательно», – говорит собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией.
Источник: Insurance-info