В докладе отмечается низкая степень проникновения страховых услуг в России, в том числе и в таких обязательных видах с низким или нулевым уровнем риска, как, например, медицинское страхование. A. M. Best полагает, что, несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются страховщики, включая возросшие требования к капиталу и низкий спрос на страховые продукты, общий объем подписанных премий будет продолжать расти.
Это обусловлено введением новых обязательных видов страхования, экономическим развитием, которое поддерживает государственные расходы, и постоянно растущим пониманием преимуществ страхования, говорится в докладе. „Низкий спрос на добровольные виды страхования отчасти отражает общественный скептицизм по отношению ко всему финансовому сектору и недоверие к почти шестистам страховым компаниям, многие из которых начали 2012 год со скудным уровнем капитала“, – отмечается в докладе.
На 31 декабря 2011 года в России было зарегистрировано 579 страховых компаний. A. M. Best отмечает, что, если два десятилетия назад существовало более 4000 зарегистрированных страховых компаний, то сегодня их число резко сократилось и в предстоящие годы предположительно будет сокращаться дальше. Устойчивое снижение числа компаний является следствием значительного сокращения схем оптимизации налогов, а также более высоких требований к капиталу, считает автор доклада и директор отраслевых исследований в Европе и на развивающихся рынках Иветта Эссен (Yvette Essen).
НАШЕ МЕСТО
Несмотря на уверенный рост премий в 2011 году, страховой рынок в целом остается довольно небольшим. В 2010 году российский рынок занял 19-е место в мире, немногим отставая от Ирландии (18-е место). При этом население России составляет 142,9 миллиона, а Ирландии – 4,5 миллиона.
По размеру рынка Россия значительно отстает от других стран БРИК. Суммарный объем собранных страховых премий в России составляет чуть более половины (56%) от объема премий в Индии, при том, что у данных стран примерно одинаковые уровни ВВП.
ПОГЛОЩЕНИЯ
Крупные страховщики не стремятся поглотить малые компании, отмечают разработчики доклада. Малые страховщики не только недокапитализированы, но и часто базируются за пределами ЦФО, принимая на страхование небольшие авто- и медицинские страховые портфели.
Некоторые поглощения, тем не менее, не исключены в том случае, если крупные страховщики захотят увеличить свое региональное присутствие. Однако некоторые из них имеют ошибочное представление об оценочной стоимости компаний. Более того, многие российские страховщики используют устаревшие информсистемы, что затрудняет интеграцию и мешает компаниям запускать новые, современные продукты.
ФАТАЛИСТЫ
Рейтинговое агентство выделило ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться российским страховщикам. Среди них, кроме новых норм по капиталу, также отмечен слабый спрос на страховые продукты. „В целом русские не рассматривают страхование как нечто необходимое, к тому же многие из них являются фаталистами“, – отмечается в докладе.
Источник: ПРАЙМ