Все возможные мотивированные основания для отказа в продаже полиса обязательной «автогражданки» перечислены в утверждённом президиумом РСА «Порядке уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Российского союза автостраховщиков» (есть у АСН). Как следует из преамбулы документа, он разработан в соответствии с п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО. Согласно этой норме закона, при отказе в заключении договора ОСАГО страховщик обязан выдать письменный мотивированный отказ и уведомить об этом РСА и ЦБ.
Всего в документе РСА перечислены четыре мотивированных основания для отказа в продаже полиса обязательной «автогражданки». Это:
– отсутствие связи с автоматизированной системой РСА (АИС РСА);
– непредставление страхователем автомобиля на осмотр;
– непредставление полного комплекта документов к заявлению на страхование;
– отсутствие доверенности на заключение договора ОСАГО от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Из документа РСА не следует, что страховщик должен каким-либо образом подтверждать факт недоступности базы АИС РСА. Согласно «Порядку», в этом случае он имеет право выдать отказ с формулировкой: «В момент Вашего обращения за заключением договора ОСАГО автоматизированная информационная система обязательного страхования недоступна, и договор обязательного страхования не может быть заключён».
Кроме того, в документе РСА приведена ссылка на правила страхования по ОСАГО, которые должен утвердить Банк России, согласно им «при заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства по месту жительства страхователя (по месту нахождения юридического лица)». Эта норма даёт страховщику возможность отказать в заключении договора по следующему основанию: «По просьбе представителя страховщика представить транспортное средство на осмотр, указанное выше транспортное средство вами представлено не было», следует из документа РСА.
Источник: АСН