или

Обобрали по секрету

Автор: Workle Editor 08.09.2014 17:05

Банк незаконно обязал своего клиента подключиться к собственной программе страхования и удержал с него страховые расходы.

 

 

Жительница Екатеринбурга Надежда Васина (фамилия изменена) сумела отсудить у крупного федерального банка не только незаконно взысканные за страхование кредита деньги, но и компенсацию морального ущерба.

   

Женщина почти год добивалась у банкиров справедливого перерасчёта, а потерянное время и судебная нервотрёпка, по словам Надежды, дорогого стоят. В итоге за лукавство с начислением кредита суд обязал банк выплатить потребителю 76 851,15 рубля.

     

Эта история завертелась летом прошлого года, когда Надежда оформила в банке кредит, не обратив внимания на один из пунктов договора. Вчитавшись в документ дома, она обнаружила: кредитная организация буквально обязала её подключиться к собственной программе страхования и удержала на страховые расходы более 62 тыс. рублей. В такую «кругленькую сумму» банк оценил свои «хлопоты» за жизнь и здоровье клиента, не спросив на это даже разрешения. Надежда, работник серьёзного финансового учреждения, не замедлила высказать банку свои претензии. Но понимания не нашла. И тогда ей пришлось обращаться в суд.

   

– Сейчас много говорят о том, как обманывают людей в небольших полулегальных кредитных организациях. Я обратилась в уважаемый банк, входящий в число лучших по стране, и была в шоке от того, что тут же наткнулась на обман. Да такой, на который не каждый клиент обратит внимание. За эти вещи необходимо наказывать, – объяснила корреспонденту «РГ» свою активную гражданскую позицию Надежда.

   

В своём гневе она не одинока. Уральские эксперты в области защиты прав потребителей отмечают резкое увеличение жалоб на банки, навязывающие незаконную услугу – включение клиентов без предупреждения в программы комплексного страхования. Только за последние шесть месяцев в Свердловской области в суды подано восемь исков о «тайных» страховках. И, что печально, попадаются на таких нарушениях исключительно крупные, уважаемые и, как говорится, «продвинутые» в области работы с клиентами банки.

   

– Полагаю, что они не боятся штрафов, и выгода, которую они имеют от таких схем, гораздо больше, чем возможное наказание, – считает юрисконсульт свердловского управления Роспотребнадзора Надежда Залыгина.

   

Схема примерно такая: банк на своих условиях заключает договор с одной из страховых компаний и обязывает клиентов участвовать в этой программе, быть «третьим» и фактически из своего кармана оплачивать соглашение, действующее между двумя юридическими лицами. В этом случае потребитель не является стороной договора о страховании, он как бы вынесен за скобки. Если происходит страховой случай, выплату получает банк. Причём отнюдь не всегда в договоре прописано, что её получение влечёт погашение кредита. Так клиент расплачивается за спокойствие банкиров. Деньги, которые с него берут, называют платой за подключение к действующей программе страхования.

   

Суммы могут быть весьма внушительными, но ничем не обоснованными. У Надежды Васиной перевалило за 60 тыс. Другой заёмщик крупнейшего федерального банка отдал за подключение к программе страхования 20 790 рублей, ещё один возмущённый клиент – 14 863 рубля и 19 637 рублей. Во время разбирательств представители банка настаивали в Арбитражном суде, что клиенты заплатили за сбор, обработку и внесение сведений о себе в базу застрахованных лиц, а страховщикам якобы заплатил сам банк.

   

– Если учесть, что информация о клиенте уже собрана при заключении кредитного договора, то становится понятно, что цель банкиров, как и в случае с комиссиями, – получение дополнительной прибыли. При этом сумма, которую банк заплатит в страховую компанию, может не достигать и 5% от размера платы за услугу по подключению к программе страхования, – поясняет руководитель екатеринбургской общественной организации по защите прав потребителей Дамир Садритдинов.

   

Правозащитники называют такие схемы «манипуляцией со словом „страхование“. Ведь получателем страховки в случае внезапного несчастья тоже, как правило, назначается не бедный клиент, а исключительно кредитное учреждение. Юристы предполагают, что банк и страховая компания заключают между собой агентское соглашение, по которому кредитной организации за посредничество в заключении договора и „поставку“ клиентов полагаются комиссионные, достигающие, по некоторым данным, от 30 до 50% суммы страховой премии.

   

– Убедить человека в необходимости страховки особого труда не составляет, особенно когда клиент берёт крупный кредит: все мы под Богом ходим. Но человеку должны дать возможность выбора, а не диктовать свои условия и тем более не обманывать, – говорит Надежда Залыгина. – Перед заключением договора вы вправе потребовать распечатку полной стоимости вашего кредита на условиях со страхованием и без него и только после этого принимать решение. Отсутствие страховки не повод для отказа в кредитовании. Если сотрудники банка настаивают, попросите показать документ, в котором такое условие прописано. Будьте уверены – такой бумаги в банке не существует.

   

Светлана ДОБРЫНИНА, „Российская газета“

   

Источник: 711.ru