Но значительный рост взносов при снижении темпа роста выплат показали лишь компании из топ-30, в то же время большинству страховщиков пришлось работать в условиях падения взносов и демпинга по тарифам и комиссиям – сборы этой группы страховщиков сократились на 4%.
В своем исследовании «Эксперт РА» полагает, что именно в период ускоренного роста взносов формируются предпосылки для будущих финансовых затруднений.
Возвращение к докризисным темпам роста премий вновь сделало актуальной модель ускоренного наращивания взносов за счет демпинга – по тарифам либо по комиссиям. Следствие этому – крайне высокие расходы на ведение дела (44,1%) и минимальная за последние три года рентабельность активов страховых компаний (2,2%).
Таким образом, рост взносов лишь частично отразился на страховых резервах – значительная часть дополнительных денежных потоков уходила из отрасли, в первую очередь, в банковскую сферу.
По оценкам «Эксперт РА», совокупная величина средств, расходуемых российскими страховщиками на комиссии посредникам в 2011 году, составила 180−200 млрд. рублей. Крайне высокие комиссии и низкая рентабельность активов ограничивают инвестиции компаний в развитие бизнеса и не позволяют сформировать «подушку безопасности», а недорезервирование в период жесткого рынка может привести к серьезным финансовым затруднениям.
Эксперты агентства пришли к выводу, что в 2011 году основными драйверами роста российского страхового рынка вновь стали вмененные виды страхования – сегмент банкострахования и квазигосударственные виды страхования.
В 2012 году тенденция сохранится. Изменить имидж страхового рынка и таким образом повысить добровольный спрос на страхование в среднесрочной перспективе смогут лишь целенаправленные действия государства – создание гарантийных фондов и существенные изменения в сфере защиты прав страхователей. Еще одна мера по стимулированию добровольного спроса – введение налоговых льгот в страховании жизни. Сами страховщики могут повлиять на развитие добровольного страхования лишь в долгосрочной перспективе через создание СРО, поддерживающих и продвигающих минимальные стандарты качества страховых услуг.
Источник: Личные Деньги