Банк России увидел новую угрозу для бизнеса страховых компаний: это падение спроса на корпоративное страхование, которое тянет за собой снижение тарифов. За последние три года ставки снизились на четверть, хотя выплаты остались неизменными. ЦБ опасается, что это снизит финансовую устойчивость страховой отрасли.
Спроса нет
О новой угрозе ЦБ сообщил в Обзоре финансовой стабильности, опубликованном во вторник, 8 июля. По итогам 2013 года ЦБ отмечает снижение сборов в страховании имущества юридических лиц (-1,5%) и страховании грузов (-6%). Динамика страхового рынка в целом, и в особенности его корпоративного сегмента, всегда следует с небольшим отставанием за динамикой экономики в целом, поясняет директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин.
«На фоне замедления роста ВВП происходит и снижение темпов роста корпоративного сегмента. При этом самым первым на проблемы в экономике реагирует отрасль грузоперевозок, что и нашло своё отражение в существенном падении взносов по страхованию грузов», – говорит он. Темпы роста российской экономики последние кварталы составляют около 1% в реальном выражении, говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. «Стагнация – это уместное слово. Снижение темпов роста заметно и в сфере услуг, и в розничной торговле. А в некоторых секторах, связанных с инвестиционной и обрабатывающей промышленностью, даже не стагнация, а спад», – говорит он.
Тарифы падают
На фоне падающего спроса усиливается ценовая конкуренция между страховщиками. Страховые компании вынуждены снижать тарифные ставки и предлагать различные скидки клиентам, поскольку они заинтересованы в расширении своего корпоративного портфеля, – этот сегмент остается прибыльным и на фоне убыточной розницы для многих является спасением, пишет Банк России.
Действительно, по оценке «АльфаСтрахования», за последние три года тарифы снизились в среднем на 25%, а в ряде сегментов – более чем на 50%. Кроме того, по словам гендиректора СК «Оранта» Дмитрия Игнатьева, в корпоративном страховании снижаются или отменяются франшизы (освобождение страховщика от возмещения убытков до суммы, указанной в договоре). «Если мы говорим о страховании имущества, которое находится в залоге, то некоторые банки требуют, чтобы франшизы не было вообще. Это означает, что страховая компания платит за любое разбитое окно», – поясняет он.
«Усугубляется ситуация для большинства страховщиков тем, что самые лакомые куски рынка уже давно забрали себе несколько страховщиков – лидеры, обладающие, как это принято называть, „административным ресурсом“, то есть связями во власти и в руководстве крупнейших предприятий страны. За оставшуюся часть рынка идёт ожесточённая ценовая борьба, нередки случаи явного демпинга по тарифам», – рассказывает Янин. Лидерами корпоративного страхования являются СОГАЗ, «Ингосстрах» и «Росгосстрах».
По оценке Игнатьева, сегодня убыточность в корпоративном страховании – около 50%. Десять лет назад, по его же словам, она составляла только 10−15%. Премия за страхование бизнес-центра стоимостью 1 млрд рублей, если вычесть сумму за перестрахование, незначительно отличается от премии за автомобиль премиум-класса, говорит Игнатьев. «Но в первом случае я несу риск в 1 млрд рублей, а во втором – 3 млн рублей», – добавляет он.
Аварии мешают зарабатывать
Осложняет работу страховых компаний и череда крупных промышленных аварий, тянущаяся с 2013 года. «Крупные убытки в корпоративном сегменте в последние годы, разумеется, негативно отразились на финансовых результатах страховых компаний. Но говорить о том, что это угрожает финансовой стабильности отрасли в целом, я бы не стала», – говорит Татьяна Лаврова, заместитель директора по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу ОАО «АльфаСтрахование». Например, совокупный убыток группы «Ингосстрах» в 2013 году достиг 794 млн рублей по МСФО. На результат в том числе повлияла авария на Загорской ГАЭС-2 (компания зарезервировала 9 млрд рублей под возможный убыток).
Илья Соломатин, вице-президент ОСАО «Ингосстрах», частично разделяет опасения Банка России о негативном влиянии корпоративного страхования на финансовую устойчивость всего бизнеса. «Ингосстрах» за последнее время столкнулся сразу с несколькими крупными страховыми случаями – кроме подтопления Загорской ГАЭС-2 было падение спутника «Экспресс-АМ4Р» (был застрахован на 7,8 млрд рублей).
«Думаю, что ситуация не осложнится до такой степени, как в секторе ОСАГО, ведь запас прочности здесь больше, – говорит Дмитрий Игнатьев. – Но тем не менее большой корпоративный портфель уже не позволяет перекрыть убытки по другим сегментам». Раньше владельцу большого числа корпоративных договоров было не о чем беспокоиться, поясняет Игнатьев, убытки по ОСАГО, ДМС и прочему перекрывались договорами с корпоративными клиентами.
Екатерина Метелица