Закон об ОСАГО появился десять лет назад, и за это время он стал символом неуважения к главным ценностям нашего общества – жизни и здоровью участников дорожного движения. Он защищает человека лишь де-юре. Де-факто люди, пострадавшие в ДТП, получают жалкие крохи в качестве страхового возмещения. Сегодня процедура получения возмещения вреда жизни и здоровью пострадавшими в ДТП настолько сложна, что выплат добиваются лишь 12−15 тыс. пострадавших в год, из них пешеходов – максимум 3 тыс. человек.
Родственники невинно погибшего на дороге на компенсацию претендовать не могут, если только они не являются его иждивенцами. А ведь ежегодно на дорогах получает ранения и гибнет более 300 тыс. человек. При этом средняя выплата за вред здоровью и жизни составляет менее 22 тыс. руб. на человека. В ближайшее время Госдума должна рассмотреть во втором чтении поправки в закон об ОСАГО. Предложенное Минфином увеличение суммы компенсаций за вред здоровью каждому пострадавшему до 500 тыс. руб. станет большим шагом вперёд. С подачи «Союза пешеходов» в закон также внесена поправка, разрешающая предварительные выплаты пострадавшим, которые можно будет получить без предоставления подтверждающих затраты документов даже на этапе лечения, – раньше такой возможности пострадавшие не имели.
В случае принятия поправки открывают дорогу и для других изменений в закон об ОСАГО. В частности, «Союз пешеходов» уже обратился к президенту России и Центральному банку с предложением увеличить сумму компенсации за вред здоровью в рамках страхования автогражданки до 2 млн руб. Возможно, все эти меры потребуют изменения тарифа на ОСАГО, и мы находим это более чем оправданным. Но хватит ли собираемой по ОСАГО премии на то, чтобы выплатить возмещение по жизни и здоровью всем обратившимся? Уже сегодня понятно, что нет.
Страховщики утверждают, что ОСАГО хронически убыточно, и требуют повышения тарифов. Страхователи, со своей стороны, жалуются на низкие выплаты, которых не хватает не то что на лечение, но даже на ремонт автомобиля. Банк России подтверждает: тарифы действительно надо повышать, но на сколько? Актуарии в зависимости от интересантов исследования озвучивают разные уровни необходимого увеличения тарифов по ОСАГО: 23%, 28% и даже 41%. В этих расчётах учитывались инфляция, прогнозируемый рост страховых случаев и продаж полисов ОСАГО, коэффициент «бонус-малус», но не были учтены два важнейших фактора. Это планы РСА по созданию единой методики расчёта стоимости восстановительного ремонта и то, о чём мы говорим сегодня: изменение условий выплаты компенсаций за вред жизни и здоровью пострадавших, а также увеличение размера максимальной выплаты.
Упрощение процедуры возмещения вреда жизни и здоровью, а также увеличение порога выплат с 160 тыс. до 500 тыс. руб. приведут к резкому увеличению числа обращений участников ДТП в страховые компании за компенсацией. По оценкам, число обращений к страховщикам по этому виду возмещения в рамках страхования автогражданки может вырасти более чем в 10 раз – до 140−180 тыс. в год. Высчитывая, насколько должен быть повышен тариф по ОСАГО, актуарии опирались на имеющуюся статистику. Задачи по оценке увеличения выплат за вред здоровью и жизни вообще не ставилось. Но даже если бы такая задача ставилась, на базе имеющейся у страховщиков статистики оценить будущие выплаты было бы просто невозможно. Ведь точных данных о том, сколько всего граждан получили лёгкий, средний или тяжкий вред здоровью, а сколько человек потеряли кормильцев, у страховщиков никогда не было, поскольку, как уже говорилось, пострадавшие почти не обращались за возмещением из-за громоздкой процедуры и мизерных выплат. Теперь всё может измениться, и ожидается, что суммарные выплаты в рассматриваемой редакции закона могут увеличиться многократно и составят от 11 до 15 млрд руб. ежегодно. Эту-то сумму как раз и не учли актуарии при расчёте необходимого уровня повышения тарифа по ОСАГО.
Получается, что предлагаемые сейчас тарифы по-прежнему не смогут обеспечить всех пострадавших участников дорожного движения адекватными выплатами. Это означает, что и пешеходы, и водители рискуют остаться в том же незащищённом положении, в каком они находятся и сегодня, то есть им по-прежнему предлагается восстанавливать потерянное в авариях здоровье за свой счёт. Для более точного расчёта необходимого уровня повышения тарифов по ОСАГО нужна статистика медучреждений о тяжести вреда здоровью, получаемого участниками движения в ДТП, а также статистика ГИБДД о виновности/невиновности граждан, получивших вред здоровью различной тяжести. Нужно будет поднять и данные о числе погибших в авариях кормильцев – только их иждивенцы по действующему закону имеют право на получение возмещения за погибшего.
Источник: insurance-info
Комментарии (2)
опять о повышении осаго будут обсуждать пол года!
Пожаловатьсявот так всегда, пешеходов за людей не считают(
Пожаловаться