Разбирательство началось с претензий Роспотребнадзора к правилам страховой компании «Кардиф» по страхованию заёмщиков от несчастных случаев. В частности, ведомству не понравилось следующее положение правил: «при досрочном расторжении договора страхования, уплаченная страхователем страховая премия (страховые взносы), возврату не подлежат, однако страховщик и страхователь могут договориться об ином, указав это в дополнительном соглашении к договору страхования».
Навязывание клиенту заключения дополнительного соглашения для расторжения договора и получения части премии Роспотребнадзор счёл нарушением прав потребителя. Страховщик с таким решением не согласился и обратился в суд.
Однако суд не поддержал страховщика и пошёл дальше Роспотребнадзора. В своём решении он указал, что, согласно закону о защите прав потребителей, гражданин имеет право досрочно отказаться от услуги. При этом заёмщик, согласно статье 810 Гражданского кодекса, имеет право досрочно возвратить кредит. «Соответственно условия договора страхования взаимосвязанного с кредитованием должно содержать положение о расторжении договора страхования при досрочном погашении кредита или отсутствии необходимости у заёмщика в страховании при кредитовании», – говорится в судебном решении (орфография и пунктуация оригинала сохранены).
Поэтому – «исходя из общих принципов гражданского права, положений о справедливости гражданского договора» – страховщик должен предоставлять страхователю, досрочно погасившему кредит, право выбора: расторгнуть договор страхования и получить обратно часть страховой премии, либо продолжить страхование, – решил суд. Апелляция, куда страховщик обратился с жалобой, оставила этот вердикт в силе.
Опрошенные АСН страховые юристы удивлены решением суда. Они отмечают, что оно не соответствует статье 958 Гражданского кодекса «Досрочное прекращение договора страхования». Она гласит, что «при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное».
«Мнение о том, что при досрочном отказе страхователя от договора страхования ему должна быть возвращена страховая премия, не вытекает из закона. Требовать от страховщика, чтобы он обязательно возвращал премию при досрочном расторжении по желанию клиента – абсурд», – говорит партнёр ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.
«Это суждение „по пацанским понятиям“, а не по закону. А если страховщик вообще не будет оговаривать в правилах страхования последствия досрочного расторжения договора по инициативе клиента – суд должен будет решить, что сам ГК „не соответствует общим принципам гражданского права и положениям о справедливости гражданского договора“?» – удивляется управляющий партнёр адвокатского бюро «Филипков и партнёры» Вадим Филипков.
Источник: АСН