«Машина станет скоро не просто средством передвижения, а дорогим удовольствием. Недавно услышал, что хотят увеличить тарифы за полисы обязательного страхования. Расскажите подробнее, как это будет происходить?» Алексей, г. Нижний Новгород
Страховщики уже давно твердили о том, что с введением в стране полисов обязательного автострахования они терпят одни убытки. Наконец, специалисты Центробанка решили проверить эту информацию и рассчитали, что базовые ставки по ОСАГО действительно нужно увеличить (примерно на 18,9−23,6%). Повышение стоимости обязательных автостраховок Центробанк намерен вводить двумя этапами: до 1 июня текущего года и до 1 июля 2015 года. Однако величина роста тарифов меньше ожиданий рынка – страховщики говорили о необходимости поднять цены в ОСАГО на 40%.
Вместе с повышением тарифов власти намерены ввести и поправки в законодательство. В главном документе об ОСАГО будет сказано об увеличении лимита выплат; возмещение ущерба можно будет получить ремонтом, для оформления большинства аварий сотрудник ГИБДД не потребуется и т.п.
Предполагается, что до 1 июля 2014 года выплаты по имуществу повысятся до 400 тыс. руб., в настоящее время максимальная сумма составляет 165 тыс. руб. Второй этап – повышение выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП до 500 тыс. руб. с очередным ростом тарифов – следует провести до 1 июля 2015 года. К этому же сроку следует запустить продажи ОСАГО в электронном виде.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила правительству оставить за страховщиками только функции страховых агентов по ОСАГО, передать сформированные страховщиками резервы в Российский союз автостраховщиков (РСА) и производить выплаты из образованного таким образом общего фонда. Соответствующее письмо было направлено службой в правительство и Центральный банк.
Предполагается, что страховщик будет передавать 80% полученной им по ОСАГО премии в РСА, оставляя себе предусмотренные структурой тарифной ставки 20% на расходы. При этом он будет выступать в роли агента, заключающего договоры и являющегося посредником между потерпевшим и РСА при урегулировании убытка.
Только за этот год в ФАС поступило около 600 жалоб от автовладельцев, которые не могут купить полис ОСАГО. Дело в том, что ради прибыли некоторые компании устанавливают свои условия на местах. Например, вместе с полисом ОСАГО навязывают страхование жизни и другие дополнительные услуги. Казанский филиал «Росгосстраха» уже попался на этом. Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Татарстану обязало компанию направить в доход государства 158 млн руб., с помощью которых, как считает ведомство, компания необоснованно обогатилась, навязывая дополнительные услуги при оформлении полиса ОСАГО в 2013 году.
«С начала 2014 года в прокуратуру республики поступило 25 обращений, в которых граждане указывают на навязывание им допуслуг при страховании автотранспортных средств», – сказано в сообщении надзорного органа. Прокуратура перенаправила эти заявления в республиканские Национальный банк, управление Роспотребнадзора и УФАС, поскольку разбирательство по таким делам находится в их компетенции.
Источник: 711