или

Основные итоги развития рынка страхования КАСКО автотранспорта в России в 2011 году

Автор: Александровна Ирина 19.06.2012 22:56

Основные итоги развития рынка страхования КАСКО автотранспорта в России в 2011 году

 

В первой половине 2012 года можно ожидать стагнации автострахования, во второй половине – его роста

Самым заметным итогом развития рынка страхования каско автотранспорта стало значительное увеличение числа заключенных договоров на 18% – до 4,1 млн. против 3,5 млн. в 2010 году. Средняя премия на договор изменилась совсем незначительно – с 39,9 до 40 тыс. рублей.

 

 

В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей. Уровень выплат по страхованию каско автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году.

 

По данным ГИБДД сегодня в России на учете состоит 42 млн. единиц автотранспорта  (легковые автомобили, грузовики, автобусы), таким образом, проникновение страхования каско по итогам года составляет 9,8%. В 2010 году проникновение страхования каско было несколько ниже – 8,6%. В то же время, несмотря на достигнутый прогресс,  нельзя не отметить,  что уровень проникновения страхования каско автотранспорта остается незначительным.

 

Премии по страхованию каско в 2011 году выросли довольно заметно – на 18%, до 165 млрд. рублей, а рост премий по страхованию за счет предприятий составил 21%. При этом средняя премия на договор изменилась совсем незначительно – с 39,9 до 40 тыс. рублей. В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей. 

 

Уровень выплат по страхованию каско автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году. Однако это обстоятельство нельзя рассматривать как показатель снижения экономической выгоды от страхования каско для потребителей. Дело в том, что на растущем рынке премии всегда опережают выплаты, а на падающем – наоборот, рост выплат больше роста премий. Именно поэтому в 2009 году, в разгар кризиса, уровень выплат был на рынке каско особенно высок, а сейчас, когда сборы по автострахованию растут, он падает.

 

 

Надо помнить, что страхование представляет собой  «обслуживающий» бизнес, который развивается или стагнирует в зависимости от изменения доходов населения и  предприятий. Особенно это характерно для рынка страхования автокаско, который прямо зависит от доходов наиболее состоятельных 20% населения. Исследования показывают, что именно они обеспечивают основные обороты на рынке автотранспорта в России – на них приходится более 85% покупок новых автомобилей. Рост доходов этих двух групп в 2010 и 2011 годах с отставанием в полгода привел к росту продаж автомобилей и спросу на автострахование в 2011 году. 

 

По данным АЕБ в 2010 году продажи легкового автотранспорта в стране выросли на 30% и в 2011 году – на 39%. Росту рынка автострахования способствовали кредиты на приобретения машин. В 2011 году суммарная задолженность населения по банковским кредитам выросла более чем на 35%. В 2010 году 36% автомашин в России были проданы в кредит, в 2011 – более 40%, между тем известно, что  «кредитные» автомобили страхуются покупателями в обязательном порядке. 

 

Таким образом, рост доходов населения в сочетании с активностью банков по кредитованию населения и привели к росту рынка автострахования в 2011 году. 

 

Если говорить о перспективах рынка автострахования, то надо помнить, что доходы наиболее состоятельных групп населения стагнировали в конце 2011 года. За счет этого в первой половине 2012 года следует ожидать определенного замедления роста рынка страхования автокаско (он следует за доходами населения с лагом примерно в полгода). Однако уже сейчас можно говорить о том, что стагнация доходов верхних децильных групп в основном преодолена, здесь наметился определенный рост, связанный с оживлением экономики. Так что к концу 2012 года можно ждать оживления рынка страхования каско автотранспорта. 

 

Источник: http://www.rgs.ru/media/Analit...