«Альянс» столкнулся с проблемами в автостраховании, и если тарифы на ОСАГО не вырастут, а проблема с судебной практикой в пользу клиентов не решится, то «Альянс» будет вынужден свернуть розничные продажи в России, – рассказали четыре источника «Ведомостей», близких к компании.
Бизнес «Альянса» в России переживает не лучшие времена. Страна стала единственным регионом, где Allianz по итогам 2013 года отчитался об убытке в 38 млн евро, – следует из МСФО компании, причём основную его часть в 31 млн евро она получила в IV квартале. При этом комбинированный результат от страховой деятельности (показатель убыточности страхового бизнеса) вырос до 112%. Годом ранее компания получила 5 млн евро убытков, но комбинированный результат составлял лишь 103,2%. В презентации Allianz сказано, что рост выплат по автострахованию в России вызван судебной практикой.
Убытки стали причиной смены менеджмента в начале года. Ещё одной её причиной источники «Ведомостей» называют вопросы к отчётности страховщика. Аудиторы не смогли получить доказательств существования дебиторской задолженности на 460,9 млн руб. «Это сумма инкассовых списаний по судебным претензиям, не разнесённая по соответствующим статьям отчётности из-за отсутствия судебных документов на момент её составления», – говорится в заключении к РСБУ за 2013 год.
«Проблема „Альянса“ не только в автостраховании, их несколько: негативный финансовый результат как следствие активной работы в автостраховании, что повлекло рост судебных издержек. Всё вместе привело к кадровым перестановкам», – объясняет сотрудник «Альянса». Однако решение о развитии бизнеса будет приниматься в том числе и под влиянием внешнеполитических факторов, – добавляет он, – всё зависит от объёма санкций, которым может подвергнуться Россия после событий на Украине.
Пока менеджмент «Альянса» рассматривает несколько вариантов дальнейшей деятельности, – говорит бывший менеджер компании: «Закрываться никто не хочет: один из вариантов – последовать примеру „дочки“ швейцарского „Цюриха“ и оставить активно работать со страхованием корпоративных рисков глобальных клиентов». Об этом может говорить передача обязанностей финансового директора Вольфгангу Дайхлу, который в том числе курирует финансовый блок в Allianz CEEMA.
Менее жёсткий вариант сокращения убыточного бизнеса, который «Альянс» уже начал осуществлять, – санация портфеля договоров моторного страхования с целью сделать его более прибыльным, в том числе за счёт сокращения числа посредников и повышения тарифов.
«По нашим наблюдениям, компания уже повысила тарифы в автокаско почти вдвое», – замечает гендиректор «Оранта страхования» Дмитрий Игнатьев. По его словам, разрыв отношений с агентами не может говорить о санации портфеля: «Мы тоже разрываем отношения с теми, кто генерирует убытки». Поднимая тарифы на автокаско, компания сможет исправить ситуацию с убыточностью, но убьёт будущие продажи, – замечает гендиректор страховой компании ERGO Александр Май. «В компании идёт ревизия бланков ОСАГО», – знает собеседник «Ведомостей». «Никто и не говорит сейчас об уходе», – замечает топ-менеджер крупной розничной страховой компании. Но компания предлагала конкурентам обсудить перспективы продажи им розничной сети в России, – знает он.
В Санкт-Петербурге компания практически свернула агентские продажи, закрыла часть территориальных агентств, оставив лишь продажи автокаско и ОСАГО через автодилеров, – рассказал один из местных участников рынка. «Мы надеемся на новые тарифы с более высокими ценами на страхование», – подтвердил «Ведомостям» один из линейных продавцов «Альянса».
«Об уходе Allianz из России речь не идёт, – заверил Пятаков. – Сейчас компания концентрируется на прибыльности и развитии соответствующих линий бизнеса, а корректировка тарифов – это текущая каждодневная работа любой страховой компании».
В головном офисе Allianz ситуацию в России не комментируют.
Источник: insurance-info