До конца мая депутаты намерены принять в трёх чтениях реформу законодательства об ОСАГО, обсуждаемую уже более трёх лет. За это время ОСАГО, если пользоваться терминологией The Boston Consulting Group, превратилось из «дойной коровы» в «собаку», которую часть крупных страховщиков пытаются прогнать. За продажу только полисов ОСАГО без обременения, ещё недавно приносивших львиную долю комиссии агентам в регионах, теперь наказывают, а не поощряют. Лидеры рынка гордо отчитываются о сокращении продаж и молча переносят центры возмещения в труднодоступные населённые пункты.
Страховщики жалуются на чиновников, которые не хотят повышать тарифы, судей, занимающих проклиентские позиции, а больше всего на юристов, которые помогают страхователям разбираться со страховщиками по закону о защите прав потребителей (его действие на автострахование распространил Верховный Суд).
Правительственный законопроект, который в Госдуме готовят ко второму чтению, предлагает решения по каждому из этих направлений. Но насколько радикально меры повлияют на убыточность ОСАГО, страховщики пока затрудняются сказать.
Ключевой момент реформы – согласие ЦБ на повышение тарифов. По новым правилам именно ЦБ сможет корректировать их, для этого больше не потребуются изменения в законе.
В марте зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что регулятор согласился, чтобы базовая ставка тарифа (сейчас это 1980 руб.) либо выросла на 25% с 1 января (до 2457 руб.), либо подверглась косметическим изменениям. Во втором случае речь идёт о повышении цен в отдельных городах и регионах, наиболее убыточных в момент принятия поправок по реформе ОСАГО. ЦБ уже получил заключение консалтинговой компании Towers Watson c актуарной оценкой идей РСА по увеличению тарифов и обещает представить его до майских праздников.
Сейчас базовый тариф на ОСАГО установлен на уровне 1980 руб. и используется для расчёта конечной цены полиса ОСАГО для каждого автовладельца. За последнее время было несколько разных вариантов его повышения, – говорят собеседники «Ведомостей». На обсуждение могут вынести как минимум четыре варианта, серьёзно – три, – говорит топ-менеджер страховой компании. Это вариант «нулевого повышения» от депутатов, то есть оставить всё как есть и посмотреть, что выйдет со страховщиками, два предложения от ЦБ – с повышением территориальных коэффициентов в 31 регионе или ростом базового тарифа до 23% (до 2435 руб.) либо вариант Российского союза автостраховщиков, предусматривающий рост на 40% только на первом этапе повышения лимитов выплат.
Согласно принятым в первом чтении поправкам в закон об ОСАГО предусмотрено двухэтапное повышение. Как рассказал «Интерфаксу» источник на финансовом рынке и подтвердил человек, знакомый с обсуждением вопроса, в варианте ЦБ идёт речь о повышении базового тарифа на 18,9-23,6% уже с 1 июня.
Для страховщиков главная цель – остановить «судебный конвейер убытков», – говорит руководитель крупного страховщика. Поправки пытаются решить эту проблему, тем более что по ним ответственность страховщиков увеличивается в среднем втрое. С 1 июня 2014 года размер оплачиваемого убытка по «железу» должен был вырасти со 120 000 до 400 000 руб. Максимальные выплаты по жизни и здоровью должны были вырасти со 180 000 до 500 000 руб. с 1 июля 2015 года. Также законодатели предусмотрели начало эксперимента по упрощению оформления небольших ДТП без участия полиции.
На настоящий момент Госдума поддержала идеи правительства и ЦБ, предусматривающие досудебную процедуру урегулирования споров, чтобы минимизировать судебные издержки и штрафы, которые приходится выплачивать страховщикам. Ведь суды благодаря позиции Верховного Суда, распространившего на автострахование закон о защите прав потребителей, стали взыскивать с компаний кроме разницы в оценке убытка ещё и пятидесятипроцентные штрафы от выигранной суммы. По оценкам экспертов, судебных споров по страхованию в 2013 году было почти 600 000 – в 10 раз больше, чем в конце нулевых. По словам президента РСА Игоря Бунина, часть нагрузки с судов мог бы снять третейский суд. Вопрос о введении обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка актуален, – считает Женихова, – как и ограничение либо запрет передачи права требования страховой выплаты третьей стороне.
Уже сейчас понятно, что ОСАГО выведут из-под действия закона о защите прав потребителей, – говорят страховщики. Страховщикам, добросовестно исполняющим обязательства, не придётся опасаться применения положений закона о защите прав потребителей, – заявила Бурыкина. Поправки о финансовой ответственности страховщиков ОСАГО будут дорабатываться и подобная ответственность компаний, работающих на рынке ОСАГО, будет ощутимой, – считает она.
Позиции страхователей уделялось немного внимания. Но на последнем этапе в игру на их стороне вступил Верховный Суд. Внесённые им поправки шокировали страховщиков.
В числе предложений Верховного Суда – обязать страховщиков платить за утрату товарной стоимости автомобиля (УТС) и не учитывать износ деталей при расчёте возмещения.
Ещё одна идея суда – снять ограничение по максимальному размеру неустойки, на которую вправе рассчитывать пострадавший, не получивший возмещения вовремя или в полном объёме. «Это окончательно убьёт ОСАГО», – опасается один из страховщиков: проблему выплаты издержек по судам уже сейчас можно исчислять миллиардами рублей для каждой компании.
Источник: insurance-info
Комментарии (1)
разобрались бы уже окончательно, и тему бы закрыли!
Пожаловаться