Целый ряд идей, предложенных страховщиками жизни, ведомство считает возможными для реализации. В частности, оно намерено поддержать предложение компаний о формировании законодательных условий для введения долгосрочного накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей, когда держатели полисов могут влиять на политику инвестирования средств.
Также в министерстве положительно отозвались о предложении страховщиков жизни выравнять налоговые условия по сопоставимым программам с НПФ, если речь идет о полисах сроком действия не менее 10 лет.
Эти предложения страховщики жизни неоднократно обсуждали с Минфином, и многие из них легли в основу предложений, подготовленных по поручению президента Дмитрия Медведева. Например, по налоговым льготам для юрлиц и физлиц по страхованию жизни: когда компании-работодатели, покупающие сотрудникам полисы страхования жизни, освобождались бы от уплаты налогов по страховке, а физлица имели налоговые вычеты (как в системе НПФ). А также предложения по получению страховщиками доступа к пенсионным деньгам и крупным инфраструктурным проектам (например, облигациям с госгарантией, доходность которых превышала бы инфляцию). Минфин в целом поддерживает эти меры.
В 2011 г. объем рынка страхования жизни в России составил 34,8 млрд руб. Из них, по оценкам страховщиков, около половины пришлось на кредитное страхование жизни (рисковые полисы при ипотечном и автомобильном кредитовании), другая половина – на накопительное и инвестиционное страхование (классическая «жизнь» с рисковой и накопительной составляющей и продукты с разной доходностью в зависимости от инвестстратегии). Средняя рыночная премия по накопительным полисам – около 25 000 руб. в год, а по инвестпродуктам она у некоторых компаний достигает 1 млн руб. в год.
Если предложенные страховщиками и поддержанные чиновниками меры будут реализованы, в течение 7−10 лет премии по страхованию жизни в России могут вырасти в 15 раз. Что касается НПФ, то его представители отрицательно относятся к предложению о выравнивании налоговых условий для страховщиков и пенсионных фондов. Налоговые преференции – некая поощрительная мера со стороны государства за реализацию социальной функции, возложенной на НПФ. Такие организации подпадают под ограничение комиссионных вознаграждений, они не могут переложить на клиентов часть расходов на компенсацию понесенных убытков, возникших в связи с изменением рыночных условий.
Источник: Ведомости