Новые условия на страховом рынке вынудили страховщиков изменить стратегию реакции на кризисную ситуацию. Проблемы в сегменте автострахования и активная деятельность нового мегарегулятора в лице Банка России удерживают страховые компании от демпинга, а сложившаяся судебная практика не позволяет им резко снизить качество урегулирования убытков. Однако положительные следствия такой стратегии – рост надёжности и доверия к страхованию – проявятся не ранее 2015 года. Так Игорь Юргенс прокомментировал исследование Аналитического центра «Институт страхования», созданного при ВСС.
В период кризиса 2008−2009 гг. основной задачей российских страховых компаний было удержание объёмов страховых премий, что привело многие из них к демпингу. В 2013 году наиболее острой проблемой стало падение рентабельности. В результате страховщики перешли к санации страхового портфеля. Впервые за много лет лидеры рынка начали активно сворачивать свой бизнес по ОСАГО. Во втором полугодии 2013 года эта тенденция приобрела массовый характер, – говорится в исследовании.
Кроме того, в 2009 году в целях управления убыточностью многие компании выбрали стратегию занижения страховых выплат и отказов в спорных случаях. Снижение качества урегулирования убытков привело к падению доверия к страхованию, росту числа жалоб на страховщиков, развитию института «автоюристов» и, в конечном итоге, – к росту судебных расходов страховщиков.
В 2013 году страховые компании активно работали над снижением судебных расходов и повышением качества урегулирования убытков. В результате доля отказов в выплатах в заявленных убытках снизилась с 1,8% в 2012 году до 1,3% в 2013 году.
При этом Игорь Юргенс прогнозирует, что в 2014 году темпы прироста страховых взносов окажутся несколько ниже, чем в 2013 году. По оптимистичному прогнозу, сборы вырастут на 9% и составят около 990 млрд рублей. Однако в случае банковского кризиса или падения ВВП, прирост сборов в 2014 году может составить 3%, а объём рынка не превысит 935 млрд рублей.
Источник: АСН