Учитывают ли суды отсутствие досудебного разбирательства между клиентом и страховщиком при рассмотрении споров по добровольному страхованию? Выяснилось, что суды не считают досудебную претензию необходимой, даже если она предписана договором и правилами страхования.
АСН проанализировало решения апелляционных судов федерального уровня, рассмотревших споры по добровольному страхованию, в которых клиент не стал обращаться к страховщику с досудебной претензией. Во всех проанализированных АСН случаях (около 50 вердиктов апелляционных инстанций в 15 из 83 регионов РФ), это обстоятельство не сказалось на решении суда о взыскании суммы страхового возмещения и 50-процентного потребительского штрафа.
При этом суды мотивировали свои решения по-разному. Чаще всего они ссылались на то, что досудебный порядок урегулирования страховых споров не предусмотрен законодательством, а «первичное обращение страхователя в страховую компанию за получением выплаты и есть требование потребителя, которое страховая компания должна была своевременно и добровольно выполнить в полном объёме».
Если же страховщик ссылался на то, что обязательное досудебное урегулирование предусмотрено договором страхования, суд указывал, что такой порядок урегулирования споров противоречит закону о защите прав потребителей. В одном из решений суд счёл, что «смысл положений» постановления пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. о защите прав потребителей не предусматривает обязанности соблюдения досудебного порядка урегулирования страховых споров.
Источник: АСН