или

Zurich больше не хочет нести убытки в России

Автор: Workle Copy 21.02.2014 15:47

Российское подразделение международной консалтинговой компании КПМГ ищет покупателя на компанию, занимающуюся розничным страхованием и страхованием малого бизнеса, рассказали «Ведомостям» несколько участников рынка.

 

Продавец – «международная страховая группа». Представитель КПМГ отказался назвать продавца. Два собеседника «Ведомостей» говорят, что это Zurich Insurance Group, а продаётся ООО «СК „Цюрих“».

 

СК «Цюрих» раньше называлась СК «Наста», Zurich завершила сделку по её приобретению в 2008 году всего за 465 млн долл. В переименованную «Насту», которая занималась в основном розничным страхованием, Zurich передала и свой корпоративный российский бизнес.

 

 

Представитель группы «Цюрих» отказался сказать, продается ли компания. Он дал такие комментарии: «Zurich намерена сосредоточить инвестиции в сегментах, имеющих значительные преимущества (корпоративный, коммерческий, средний бизнес, а также избранные розничные сегменты) <...> Российский бизнес развивался не в полном соответствии с нашими ожиданиями, поэтому сейчас мы пересматриваем наш розничный портфель в России. Решение о пересмотре портфеля распространяется только на розничный сегмент. Мы намерены сохранить и развивать наш прибыльный и эффективно построенный корпоративный бизнес в России». Как именно «Цюрих» собирается разделить свой бизнес, представитель не говорит.

 

Скорее всего, Zurich сохранит за собой в России Global Corporate – страхование бизнеса своих глобальных клиентов, а «Цюрих» продаст, предполагают собеседники «Ведомостей».

 

«Цюрих» входит в двадцатку крупнейших российских компаний: за три квартала 2013 года её сборы составили 6,5 млрд руб., при этом на розничный сегмент пришлось 4,3 млрд руб., а на корпоративный – 2,2 млрд руб. Два источника, знакомых с презентацией КПМГ, говорят, что там есть результаты «Цюриха» по МСФО за 2013 год и из них следует, что комбинированный результат от страховой деятельности(отношение расходов на урегулирование убытков к сборам) сильно превышает 100%.

 

«Цюрих» давно сокращает розничный бизнес, доставшийся ему с «Настой». По МСФО убыток группы за 2011−2012 гг. составил 1,9 млрд руб., хотя компания получала от акционера финансирование – 2,795 млрд руб. Компания оптимизировала расходы: если на конец 2010 года у нее было 64 филиала по стране, то к концу 2012 года осталось 37. Но и оптимизация требовала расходов: только в 2010−2011 гг. в рамках программы по оптимизации основных бизнес-процессов, направленной на достижение эффективной структуры корпоративного управления и развитие страхового бизнеса группы, было потрачено 878 млн руб. Средства пошли на централизацию урегулирования убытков, расходов на ведение дела, казначейства, бухгалтерского и операционного учёта.

 

Опрошенные «Ведомостями» страховщики большого интереса к покупке «Цюриха» не выказали.

 

«Всё зависит от того, что именно продаётся, у компании есть интересный портфель индустриального бизнеса. А убыточное ритейловое направление – это наследство „Насты“ с ее автомобильным страхованием», – рассуждает гендиректор СК «Эрго Русь» Александр Май. По его мнению, «Цюриху» придётся поискать покупателя. «Госструктурам в настоящее время подобные приобретения вряд ли интересны, а банки уже в массе обзавелись кэптивами.

 

Это грустная ситуация, когда идёт не привлечение, а отток иностранного капитала с рынка. Не лучший сигнал для инвесторов и клиентов», – заключает Май.

 

«Мы не рассматриваем подобные предложения», – замечает первый заместитель предправления «Согаза» Николай Галушин. По его мнению, «никому из основных игроков в текущей ситуации на рынке „моторный“ портфель интересен не будет».

 

«Компанию можно было бы оценить с мультипликатором в 0,7 от сборов за прошлый год, что будет явно меньше цены, за которую покупали в своё время „Насту“, – говорит замдиректора „Эксперт РА“ Павел Самиев. Если взять за основу сборы 2012 года, которые составили 6,9 млрд руб., получается цена в 4,8 млрд руб., или около 135 млн долл., – почти втрое меньше. Самиева удивляет „момент, выбранный для поиска покупателя: интереса у инвесторов к российскому страхованию откровенно нет“.



Источник: Ведомости