Соответствующие поправки к закону об ОСАГО, подготовленные высшей судебной инстанцией, обсуждались вчера, 3 февраля, на закрытом совещании в Госдуме, сообщили несколько участников заседания.
Помимо этих поправок, ВС также предлагает прямо прописать в законе об ОСАГО норму, распространяющую на обязательную «автогражданку» закон о защите прав потребителей.
Опрошенные участники страхового рынка полагают, что отмена учёта износа существенно повысит убыточность ОСАГО. Так, по оценке руководителя Общества защиты прав потребителей страховых и банковских услуг Андрея Балюлина, в этом случае выплаты по обязательной «автогражданке» увеличатся примерно на 50%.
«Безусловно, Верховный суд вправе вносить те поправки, которые ему видятся справедливыми и соответствующими ожиданиям потребителей. Однако это неминуемо скажется на тарифах в ОСАГО. И если для новых автомобилей тарифы в результате отмены учёта износа могут вырасти на 5−20%, то для старых рост может составить 20−30%», – полагает руководитель юридического департамента ВСК Алексей Чуб.
Можно отменить износ – ведь если на старой машине требуется заменить крыло, то поставить старое от такой же по возрасту машины практически невозможно.
«Даже в нынешних правовых реалиях, без учёта очередных новаций в законе об ОСАГО, обязательная „автогражданка“ в ряде регионов уже нежизнеспособна. Думаю, ситуацию могло бы исправить введение тарифного коридора в ОСАГО. Тогда Верховный суд сможет установить всё что хочет, а рынок после этого определит, сколько это стоит», – предлагает генеральный директор СК «Цюрих» Николай Клековкин.
ВС последовательно ужесточает правовые реалии для страховщиков с июня 2012 года, когда его пленум распространил на страхование закон о защите прав потребителей. Затем в июне 2013-го пленум принял постановление по добровольному страхованию, обязавшее страховщиков возмещать УТС по «Автокаско» и платить за ДТП, совершённые не вписанными в полис водителями, а также запретившее автоматически расторгать договоры, по которым просрочена уплата премии. Как сообщили в ВС, в настоящее время ведётся работа над обзором судебной практики по ОСАГО.
Согласно закону об ОСАГО, выплата по обязательной «автогражданке» производится с учётом износа деталей, который может составлять до 80% их стоимости. Ранее за отмену этой нормы высказывался, в частности, депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО были внесены в Госдуму в январе 2013-го, однако летом их отклонили. Тогда в заключении на проект комитет Госдумы по финрынку указал, что на рассмотрении в нижней палате парламента находятся масштабные поправки к закону об ОСАГО, в которых и должен быть определён порядок расчёта выплаты по обязательной «автогражданке».
Впервые Верховный суд высказался за возмещение утраты товарной стоимости в рамках ОСАГО в 2007 году. Тогда он признал её реальным ущербом, что подпадало под определение подлежащего возмещению ущерба, оговорённого законом об ОСАГО. В 2008-м вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, изменившие определение. Если раньше он, ущерб, фактически определялся законом как реальный, то теперь это расходы, необходимые для восстановительного ремонта. Некоторое время после вступления поправок в силу судебная практика по взысканию УТС была неоднородной. Однако сейчас суды, как правило, взыскивают её.
Источник: АСН