или

Обязали выплачивать неустойку

Автор: Workle Post 29.01.2014 16:58

Верховный суд (ВС) России обязал страховые компании выплачивать немалые штрафы своим клиентам, если тем несправедливо отказали в деньгах. Надбавка за жадность должна составить, как минимум, половину от суммы, которую должны были бы заплатить человеку по-хорошему.


Один из примеров: в Санкт-Петербурге у клиента известной страховой компании угнали застрахованную машину. Полиция возбудила уголовное дело, но ничего не нашла. Естественно, человек пришёл в страховую компанию за теперь уже своими деньгами, однако получил отказ. Клерки придрались к тому, что под договором стоит чужая подпись.

 

 

Как выяснилось, клиент действительно попросил кого-то другого расписаться в бумаге, так как у него самого болела рука. Но деньги-то за полис он отдавал не чужие, а свои. В общем, слово за слово – дело дошло до суда. Причём к барьеру призвали обе стороны: клиент подал иск, требуя денег; а страховщики во встречном иске попросили признать договор недействительным.

 

Шпаги, то есть иски, так сказать, скрестились. Судьи, разобравшись в деле, встали на сторону человека. По их мнению, у страховщиков нет оснований говорить, будто бы тот здесь ни при чём. «При заключении договора истец присутствовал, договор одобрил», – поясняется в определении ВС. Более того, чуть раньше компания уже выплачивала клиенту компенсацию в связи с тем, что его машина была повреждена камнями.

 

То есть когда речь шла об относительно небольших суммах, чужая подпись не помешала страховщикам увидеть в человеке своего клиента. Что же изменилось, когда несчастья, а с ними и ставки, возросли?

 

Как бы то ни было, суд пояснил страховщикам, что сам по себе факт подписания договора страхования не конкретным клиентом, а иным лицом по его просьбе не свидетельствует о недействительности договора. Ведь и человек свою часть соглашения выполнял, да и страховая компания знала, с кем имеет дело. Потому страховщиков обязали расплатиться с человеком. Однако при этом нижестоящие суды усомнились, надо ли штрафовать компанию за её прижимистость.

 

По закону о защите прав потребителей если с потребителем обошлись неласково в финансовом смысле, не заплатили всего, что положено или отказали в каких-то законных просьбах, суд должен оштрафовать таких отказников. Обидчикам придётся заплатить 50 процентов сверх суммы, которую с них взыщут. Так что принцип «Скупой платит дважды» оправдывается на все сто.

 

В случае со страховой компанией чтобы определить размер штрафа, надо сложить сумму положенной страховки, моральный ущерб, судебные расходы клиента и т. п. Половина того, что получится, и будет штрафом. Причём получить деньги должен именно клиент – так предписывает постановление пленума ВС по делам о защите прав потребителей.

 

Нижестоящие суды этот штраф решили не назначать, ссылаясь на то, что страхование, мол, не торговля, и законы к нему надо применять другие. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, рассмотрев кассационную жалобу, сочла такой подход неверным. «Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования закона о защите прав потребителей, является несостоятельным», – сказано в определении ВС. Страховщики должны расплачиваться за то, что нехорошо поступили со своим клиентом. Поэтому решение было отменено в части, касающейся отказа назначить штраф. Теперь нижестоящие суды должны пересмотреть дело и определиться с суммой наказания.

 

В другом решении ВС пояснил, что такой подход распространяется и на договоры страхования, заключённые до 2012 года, когда было принято постановление пленума Верховного суда по делам о защите прав потребителей. Закон не изменился – изменились взгляды на него, а взгляд – сильнее времени. Мало ли как считали в прошлом – теперь даже на старые договоры распространяются современные представления о правильном.

 

Хотя решения Верховного суда страны касаются конкретных дел – они, несомненно, должны повлиять на судебную практику. Потому что нижестоящие инстанции теперь знают позицию высшего суда, и решать как-то иначе уже не с руки. Подобный подход распространяется на все виды страхования: ОСАГО, КАСКО, любые другие полисы.

 

 

►МЕЖДУ ТЕМ

 

Нормы о штрафах в пользу потребителя – и на банки

 

В одном из решений Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России признала законным 50-процентный штраф, взысканный с банка за нарушение прав потребителя. Банкиры отказались выплатить человеку деньги, которые он хранил у них. Якобы его счёт был арестован. На самом деле счёт на тот момент был чист – банк был просто обязан отдать человеку деньги. Поскольку этого не произошло, суд назначил организации штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы. В неё вошли помимо собственно денег со счёта ещё и судебные расходы в размере 20 000 рублей, компенсация морального вреда, неустойка и государственная пошлина.

 

Источник: Всё! о страховании в России