Напомним, когда был принят закон об обязательном страховании гражданской ответственности, постановлением Правительства Минтрансу было поручено разработать методику расчёта ущерба, чтобы появился единый на рынке документ и для страховщиков, и для экспертов-техников, и для автовладельцев, на основании которого и принималось бы решение, сколько кому возмещать. Однако прошло 10 лет, а документа всё нет и нет.
Причём не сказать, чтобы на рынке совсем не было документов для расчёта такого ущерба. Методики есть. И их целых пять штук. И все они действующие. И именно из-за их многообразия постоянно возникают споры между страховщиками, которые, согласно расчётам экспертов, произведённым по этим методикам, выплачивают ущерб, и автовладельцами, которые полученными суммами ох, как недовольны. Они обращаются к независимым экспертам, и те считают уже по другой методике и получают совершенно иные суммы. В итоге – судебные тяжбы. Только за 2013 год состоялось более 600 тысяч судов по спорам о сумме выплат. По мнению представителей Российского союза автостраховщиков (РСА), единый документ снял бы большинство споров.
И именно РСА выступил инициатором разработки данного документа, собрав для этого экспертное сообщество. По словам главы союза Павла Бунина, решение разработать сей документ принято потому, что без него больше невозможно работать. Должны быть единые правила игры на рынке.
Что важного в этом документе? По словам главы комитета РСА Сергея Дорофеева, все формулы расчёта восстановительных расходов были взяты из постановления Правительства № 361. Они лишь подкорректированы с учётом практики применения. Так, например, в формуле применялись коэффициенты в зависимости от страны происхождения автомобиля. На практике установить её зачастую невозможно. Поэтому от такого коэффициента отказались. Как бы ни бились правозащитники, но учёт износа авто сохранён. Он зависит от возраста машины и её пробега. Возраст, кстати, вызвал большие споры на заседании заключительного экспертного совета по данной методике. Сошлись на том, что надо не устанавливать дату производства автомобиля, а считать количество полных лет с момента начала его эксплуатации. Это плюс для автовладельца.
Помимо представленных коэффициентов износа, есть ещё один, так называемый индивидуальный. Он начисляется в том случае, если какая-то деталь машины заметно более изношена, чем положено в соответствии с возрастом и пробегом. Например, автомобиль уже был в аварии и его ремонтировали. У годовалого авто – крыло с тремя слоями шпатлёвки или дверь сварена из двух. В этом случае начисляется дополнительный коэффициент.
Надо сказать, что не на все детали начисляется износ. Без него считаются элементы тормозной системы, рулевого управления, оптика, подушки и ремни безопасности – в общем, всё то, от чего зависит безопасность и при неисправности чего запрещена эксплуатация транспортного средства.
Один из главных вопросов – откуда эксперты станут брать стоимость запчастей и нормо-часа на работы. Для этого после принятия данной методики будут разработаны ценовые справочники. А обновляться данные в них – раз в полгода.
Источник: 711
Комментарии (1)
действительно насущная проблема, страховщики считают в меньшую сторону, а водители в большую. только суды заполняются!
Пожаловаться