или

Ожидается взлёт тарифов на КАСКО

Автор: Workle Post 24.12.2013 16:08

Многие автомобилисты в конце 2013 года заметили значительное увеличение стоимости страховки КАСКО. Рост тарифов спровоцировали накопившиеся проблемы отрасли: судебные издержки, падение продаж новых иномарок и убыточность автострахования в целом.


Директор центра страхования автотранспорта физических лиц СК «Альянс» Дмитрий Соколов фиксирует увеличение тарифов на 10−15% в среднем по рынку, отмечая, что основной рост запланирован на 2014 год.

 

Периодичность пересмотра тарифной политики у страховых компаний различна: некоторые предпочитают изменять стоимость раз год, многие – раз в квартал, а другие – ежемесячно.

 

 

«Мы пересматриваем тарифы два-три раза в год. Показателей, на которые опираются специалисты при пересчёте страхового тарифа, много. Среди наиболее значимых – размер среднего убытка, частота наступления страховых случаев и стоимость авто», – пояснил Соколов. Последний раз СК «Альянс» пересмотрела свои тарифы в ноябре. «Основная причина – рост убыточности в КАСКО. Пересмотр обусловлен увеличением количества судебных убытков и повышением дилерами цен на ремонт», – добавил он.

 

Все страховщики, опрошенные РБК daily, назвали те же причины роста тарифов, что и Дмитрий Соколов, выделив в их числе «специфическую судебную практику». «Судебные инстанции в ряде случаев безоговорочно выносят решение в пользу страхователя, не принимая во внимание условия договора. Страховщиков обязали возмещать ущерб, если участник ДТП не был вписан в полис или если автомобиль был угнан с ключами и документами», – рассказывает директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, добавляя, что такая практика в разы увеличила убытки страховщиков.

 

Более того, по его словам, у компаний фактически отняли возможность сегментировать клиентов на добросовестных, которые редко попадают в ДТП и обращаются за выплатами, и тех, кто всеми силами старается получить выгоду за счёт страховщика. «В итоге мы вынуждены были установить высокие тарифы для всех, чтобы сохранить возможность выплачивать возмещение по страховым случаям», – резюмирует Княгиничев.

 

Дмитрий Соколов ещё полгода назад предупреждал, что постановление пленума Верховного суда, существенно расширяющее права страхователей на выплаты по добровольному страхованию имущества, обернётся ростом убыточности в КАСКО и, как следствие, увеличением тарифов. Речь идёт о ссылках на закон о защите прав потребителей, который заметно «штрафует» страховые компании.

 

По мнению директора по развитию страхования СК «МАКС» Алексея Володяева, сильнее, чем судебная политика, на рост тарифов повлияло падение уровня продаж новых иномарок. «Этот год можно назвать неудачным для автодилеров, а компенсировать недополученную прибыль они пытаются в том числе за счёт роста цен на автозапчасти. Кроме того, произошло естественное подорожание ремонта из-за инфляции и падения курса рубля», – поясняет он.

 

Общее увеличение страхового тарифа по «Автокаско» вызвано и возможным снижением демпинга на рынке. «Отдельные компании ранее либо недооценивали масштабы убыточности в этих сегментах, либо по разным причинам работали по явно заниженным тарифам. Теперь страховщики понимают, что не могут позволить себе работать по таким ставкам», – считает управляющий директор по розничному страхованию ОАО «СОГАЗ» Антон Воронцов. Он напоминает, что регулятор взял курс на ужесточение требований к финансовой устойчивости и платёжеспособности страховых компаний, а взвешенная тарифная политика – одна из непременных составляющих финансовой устойчивости.

 

По словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний агентства «Эксперт РА» Алексея Янина, в 2013 году многие СК столкнулись с непростым выбором между сжатием бизнеса и демпингом. «Компании вынуждены были либо скорректировать тарифы на страхование „Автокаско“ с учётом судов и инфляции и получить резкое сокращение страхового портфеля, либо оставить тарифы на прежнем уровне, иметь стабильный денежный поток взносов, но в итоге генерировать убытки», – говорит он.

 

При этом по сравнению с кризисом 2008−2009 годов в 2013-м страховщики имеют гораздо меньше пространства для манёвра. «Снижение качества урегулирования убытков для них практически моментально выльется в рост судебных издержек и штрафы со стороны регулятора», – объясняет Янин.

 

Дмитрий Соколов отмечает, в среднем по рынку тарифы выросли на 10−15%. Эксперты считают, эффект от событий в 2013-м на страховом рынке в полной мере отразится в 2014-м. «Клиентам следует ожидать повышения тарифов практически во всех сегментах», – говорит он, отмечая, что рост тарифов в компаниях зависит от марки машины и популярности модели у угонщиков или молодых покупателей.

 

Источник: Страхование сегодня