Вы замечали, наверное, что компании по доставке пиццы и суши обычно используют самые дешёвые машины? И дело тут не только в экономии на бензине. Оказывается, службы доставки блюд и продуктов питания, такси, маршрутки, прокатные компании и курьерские службы являются, мягко говоря, не самыми любимыми клиентами страховщиков.
«Наименее привлекателен для страхования тот вид бизнеса, в котором низкое качество управления автохозяйством и невысокий уровень мастерства водителей», – объясняет замгендиректора компании «Либерти Страхование» Александр Потитов.
Страхование автотранспорта, принадлежащего таким организациям, связано с очень высокой убыточностью – поэтому страховщики повышают тарифы для «невыгодных» партнёров. Вот тем и приходится приобретать для работы автомобили самой низкой ценовой категории.
В первой половине 2000-х годов доля корпоративного автострахования превышала долю розничного, но со временем ситуация изменилась. Рост числа автомашин у населения привёл к тому, что страховщики значительно расширили работу с физическими лицами, и сегодня, по экспертным данным, доля юрлиц составляет около 20% в общем портфеле страхования автотранспорта. При этом доля корпоративных клиентов в общем объёме премий по КАСКО, по мнению Александра Потитова, составит в 2013 году всего 15%. Доля по ОСАГО у юрлиц – чуть выше, на уровне 18−20%.
«Ситуация близка к критической, так как из-за высокой конкуренции, роста стоимости запасных частей и работ убыточность по многим клиентам уже зашкаливает», – говорит замгендиректора – главный андеррайтер САК «Энергогарант» Антон Легчилин.
Кроме того, по словам экспертов, автопарки юрлиц стареют, что ведёт к росту числа страховых случаев.
В целом рынок автострахования – как розничного, так и корпоративного – переживает не лучшие времена. При этом в общем объёме наименьший рост показывает именно корпоративный сектор. «Основу сборов в этом году составит работа с физическими лицами, – прогнозирует Антон Легчилин. – По юридическим лицам сборы будут расти незначительно, на 3−5%, так как конкуренция в данном сегменте наиболее острая».
Стагнация наблюдается прежде всего в сфере обслуживания крупных компаний.
«В этом сегменте рынок практически не растёт, портфель страховщиков изменяется в основном за счёт перетекания одних и тех же клиентов», – отмечает начальник управления дирекции розничных продаж ОСАО «Ингосстрах» Михаил Заводнов. И поясняет: в связи с активной деятельностью компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга, и появлением на этом рынке новых игроков многие клиенты, в основном подразделения западных компаний, стали отказываться от собственного автопарка и переводить его в оперлизинг. Страхование здесь также предоставляется лизинговой компанией в составе комплексного продукта, говорит эксперт. Потому страховщики сейчас в основном фокусируют свой взгляд на представителях малого и среднего бизнеса и по большей части в регионах. При этом особо лакомым куском являются компании, использующие свой автопарк в представительских целях, а не для получения дохода.
Но если самый мелкий бизнес, по словам Антона Легчилина, страхует автомобили только в случае, когда этого требует банк, выдавший кредит на покупку машин, то для большинства других клиентов такая защита действительно выгодна. Она оберегает от непредвиденных расходов, значительно облегчает управление автопарком и позволяет упростить решение большинства проблем, связанных с ремонтом, восстановлением машин после ДТП или выплатой компенсаций пострадавшей стороне.
Страховщики, как правило, предоставляют помощь в оформлении документов (в том числе в получении справок из ГИБДД), обеспечивают юридическую помощь и помощь на дороге, включая эвакуатор. К клиенту обычно прикрепляется персональный менеджер, который оперативно решает все вопросы и обладает определёнными полномочиями в части принятия решений по урегулированию убытков.
По словам исполнительного вице-президента Группы «Ренессанс Страхование» Натальи Карповой, особенность корпоративного страхования заключается ещё и в том, что разрешено допускать к управлению автомобилем любых штатных сотрудников, без ограничения стажа. «Для частного же клиента отсутствие стажа может сильно увеличить стоимость полиса», – добавляет эксперт.
Вообще, тарифы для корпоративного транспорта, безусловно, отличаются от тарифов для частников. Логика в этом проста: оптом всегда дешевле. Но в любом случае при определении тарифа учитываются такие факторы, как режим и география эксплуатации транспортного средства, размер автопарка, страховая история клиента. Александр Потитов добавляет: если говорить о похожих по характеру использования и составу автопарках, то итоговая стоимость страховки будет зависеть от качества управления автопарком и от мастерства водителей. Так, на стоимость страховки влияет качественное и регулярное техобслуживание авто. Некоторые страховщики при использовании компаниями водителей-профессионалов предоставляют скидку к базовым тарифам, которая может доходить до 25%.
По словам Натальи Карповой, сэкономить на страховании поможет включение в полис франшизы, которая устанавливается либо в процентном отношении, либо в денежной сумме – на выбор клиента. «Корпоративные клиенты не склонны заявлять мелкие повреждения, так как зачастую простой автомобиля на станции техобслуживания стоит дороже, чем стоимость восстановительного ремонта», – поясняет она.
Цена полиса также снижается при индивидуальном подборе сервисных опций. Так, по грузовым автопаркам наиболее популярны страховые продукты, исключающие все дополнительные опции и по минимальной цене. По легковым автопаркам наибольший интерес вызывают программы с выплатами без справок и с услугами аварийного комиссара. Крупные федеральные компании предпочитают работать со страховщиками, имеющими большую филиальную сеть, – это позволяет страховать все региональные парки в одной компании и тем самым добиваться существенных скидок. Компаниям, которые осуществляют международные перевозки, необходимо расширение территории действия страхового полиса, что повышает стоимость страховки. И так далее. Каждый клиент требует индивидуального подхода и индивидуальных расчётов тарифов в зависимости от своих потребностей.
Но ситуация усугубляется тем, что зачастую путь к сердцу корпоративных клиентов лежит через тендер. И хотя критерии отбора страховщика могут быть разные, чаще всего решающее значение имеет именно размер страховой премии. В итоге такой подход может выйти страховщику боком: победителем тендера становятся демпингующие компании вне зависимости от их финансового положения, устойчивости и качества предоставляемых услуг.
Однако есть причины, по которым страховщики не могут отказаться от страхования корпоративных автопарков. Зачастую такие договоры идут в комплексе с другими, более интересными для страховщиков услугами. Компании получают возможность предложить своим клиентам страхование имущества и ответственности и добровольное медицинское. Кроме того, как правило, сотрудники компании-клиента начинают проявлять интерес к услугам страховщиков как частные лица и приобретают полисы автострахования, ОСАГО, страховки для квартир, дач и т. д. А это уже открывает новые горизонты для роста бизнеса страховщиков.
Заместитель генерального директора, главный андеррайтер САК «Энергогарант» Антон Легчилин:
– Наша компания специализируется на работе с юридическими лицами (в частности это касается автострахования) – потому для каждого клиента мы, как правило, разрабатываем уникальные индивидуальные страховые продукты. Понятно, что наш клиент, осуществляющий работы в тайге и тундре, потребует совершенно другого подхода и алгоритма работы, чем работающий только в Москве или другом крупном мегаполисе. Это относится не только к условиям страхования, но и к подходу по урегулированию убытков (последний вопрос на самом деле основной, но о нём многие клиенты почему-то забывают при заключении договоров страхования, обращая внимание только на цену полиса и/или бренд страховщика). Опять-таки и потребности у людей разные: кто-то ремонтирует свои машины на своей базе, кто-то – только в дилерском автоцентре, определённым клиентам важно минимизировать стоимость страхования, другие же заинтересованы в максимально широком страховом покрытии и полном наборе дополнительных опций и услуг. Нельзя всех стричь под одну гребёнку, предлагая им стандартный набор страховых продуктов. Это просто неуважение к страхователю. Настоящий корпоративный страховщик всегда предлагает клиенту тот продукт, который интересует именно его, не заставляя дополнительно платить за красивый набор никому не нужных опций и услуг. Главный же вопрос – качественное исполнение договора, а значит – оперативное урегулирование убытков. Без него никакие программы страхования нашему клиенту будут не нужны.
Источник: Всё! о страховании в России
Комментарии (1)
Хорошая статья! А главно полезная, для проходящих курсы по страхованию!
Пожаловаться