или

Закон об ОСАГО: поправки от ЦБ

Автор: Workle Post 12.11.2013 16:17

Центробанк (ЦБ) подготовил поправки к закону об обязательной «автогражданке», которые, в частности, вводят электронное ОСАГО, закрепляют институт омбудсмена и сильно сокращают срок рассмотрения страховщиком жалобы потерпевшего при досудебном урегулировании претензии.


Предполагается, что эти поправки должны сегодня, 12 ноября, обсуждаться на экспертном совете при Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР).

 

 

«Электронка»

 

Закон об ОСАГО в нынешнем виде запрещает страховщикам электронную продажу полисов. Законопроект Минфина об электронном страховании, в конце октября принятый Госдумой в первом чтении, также запрещает электронные продажи. Поправки ЦБ должны это изменить.

 

«Страховщик вправе заключить договор обязательного страхования в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок заключения договора обязательного страхования в электронной форме устанавливается Банком России», – говорится в поправках.

 

Обязательное досудебное урегулирование и омбудсмен

 

Как уже сообщалось, впервые норма, вводящая обязательное досудебное урегулирование претензий в ОСАГО, появилась в пакете поправок, разработанных Минфином к пленарному заседанию Госдумы, 22 октября. Эти поправки обязывали потерпевшего, не согласного с отказом в выплате или с её размером, обратиться к страховщику с досудебной претензией. На её рассмотрение страховщику отводилось 30 дней. Не согласный с решением страховщика потерпевший мог обратиться в суд.

 

Поправки ЦБ сокращают с 30 до 10 рабочих дней срок, отведённый страховщику для рассмотрения претензии потерпевшего. Кроме того, они прописывают право потерпевшего обратиться затем к омбудсмену. «По истечении 10 рабочих дней с даты принятия страховщиком указанного заявления потерпевший вправе обратиться с претензией в специальный орган по рассмотрению споров, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации», – говорится в поправках.

 

Юридическая реакция

 

Опрошенные страховые юристы по-разному оценивают данные новшества.

 

«Эти поправки нарушают один из главных принципов юриспруденции – доступ граждан к правосудию», – возмущён юрист компании «ДТП Помощь» Денис Спицын. Во-первых, гражданин должен будет самостоятельно грамотно сформулировать свои претензии к страховщику в досудебной претензии, а на это способны далеко не все. Во-вторых, согласно поправкам, в досудебный порядок урегулирования входит и обращение потерпевшего к омбудсмену. Если потерпевший его минует, суды с большой вероятностью будут видеть в этом нарушение досудебного порядка и отказывать в исках, полагает Спицын.

 

Ответы страховщиков на досудебные претензии по ОСАГО редко удовлетворяют потерпевших. «Поэтому не думаю, что введение обязательного досудебного порядка урегулирования сильно снизит количество споров», – считает руководитель ООО «Страховое право» Кирилл Гацалов.

 

Управляющий партнёр адвокатского бюро «Филипков и партнёры» Вадим Филипков, напротив, поддерживает предложение о введении обязательного досудебного урегулирования и полагает, что обращение к омбудсмену следовало бы также сделать обязательным. «Норма о добровольном обращении к омбудсмену или в иной аналогичный орган будет работать только в том случае, если на рынке появится действенный механизм разрешения конфликтов между потерпевшим и страховщиком. Вряд ли этого можно ожидать в скором будущем», – говорит он.

 

Другие предложения

 

ЦБ предлагает также прописать в законе нормы, передающие разработку методики оценки ущерба, причинённого автомобилю, в Российский союз автостраховщиков (РСА).

 

Кроме того, в Союз предлагается передать разработку требований к инструментам фиксации ДТП, которые можно будет использовать в рамках системы европротокола.

 

Также Банк России предлагает создать информационную систему, содержащую сведения о договорах добровольного страхования.

 

Источник: АСН