Предполагается, что эти поправки должны сегодня, 12 ноября, обсуждаться на экспертном совете при Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР).
Закон об ОСАГО в нынешнем виде запрещает страховщикам электронную продажу полисов. Законопроект Минфина об электронном страховании, в конце октября принятый Госдумой в первом чтении, также запрещает электронные продажи. Поправки ЦБ должны это изменить.
«Страховщик вправе заключить договор обязательного страхования в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок заключения договора обязательного страхования в электронной форме устанавливается Банком России», – говорится в поправках.
Как уже сообщалось, впервые норма, вводящая обязательное досудебное урегулирование претензий в ОСАГО, появилась в пакете поправок, разработанных Минфином к пленарному заседанию Госдумы, 22 октября. Эти поправки обязывали потерпевшего, не согласного с отказом в выплате или с её размером, обратиться к страховщику с досудебной претензией. На её рассмотрение страховщику отводилось 30 дней. Не согласный с решением страховщика потерпевший мог обратиться в суд.
Поправки ЦБ сокращают с 30 до 10 рабочих дней срок, отведённый страховщику для рассмотрения претензии потерпевшего. Кроме того, они прописывают право потерпевшего обратиться затем к омбудсмену. «По истечении 10 рабочих дней с даты принятия страховщиком указанного заявления потерпевший вправе обратиться с претензией в специальный орган по рассмотрению споров, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации», – говорится в поправках.
Опрошенные страховые юристы по-разному оценивают данные новшества.
«Эти поправки нарушают один из главных принципов юриспруденции – доступ граждан к правосудию», – возмущён юрист компании «ДТП Помощь» Денис Спицын. Во-первых, гражданин должен будет самостоятельно грамотно сформулировать свои претензии к страховщику в досудебной претензии, а на это способны далеко не все. Во-вторых, согласно поправкам, в досудебный порядок урегулирования входит и обращение потерпевшего к омбудсмену. Если потерпевший его минует, суды с большой вероятностью будут видеть в этом нарушение досудебного порядка и отказывать в исках, полагает Спицын.
Ответы страховщиков на досудебные претензии по ОСАГО редко удовлетворяют потерпевших. «Поэтому не думаю, что введение обязательного досудебного порядка урегулирования сильно снизит количество споров», – считает руководитель ООО «Страховое право» Кирилл Гацалов.
Управляющий партнёр адвокатского бюро «Филипков и партнёры» Вадим Филипков, напротив, поддерживает предложение о введении обязательного досудебного урегулирования и полагает, что обращение к омбудсмену следовало бы также сделать обязательным. «Норма о добровольном обращении к омбудсмену или в иной аналогичный орган будет работать только в том случае, если на рынке появится действенный механизм разрешения конфликтов между потерпевшим и страховщиком. Вряд ли этого можно ожидать в скором будущем», – говорит он.
ЦБ предлагает также прописать в законе нормы, передающие разработку методики оценки ущерба, причинённого автомобилю, в Российский союз автостраховщиков (РСА).
Кроме того, в Союз предлагается передать разработку требований к инструментам фиксации ДТП, которые можно будет использовать в рамках системы европротокола.
Также Банк России предлагает создать информационную систему, содержащую сведения о договорах добровольного страхования.
Источник: АСН